Задача картины?— запечатлеть окружающий мир, а задача иконы?— помочь в молитве обращающемуся к Богу. Люди верили, что святые, изображаемые на иконе, сами присутствуют в своем изображении, реально являясь в нем миру. Иконы святых лиц должны передавать не характерные черты, а духовное состояние, в котором пребывают святые в небесной жизни.

“…Жил в Москве преславный мудрец, философ зело мудрый Феофан, родом грек, книги изограф нарочитый и среди иконописцев отменный живописец, который собственною рукой расписал много различных церквей каменных, — так в 1415 г. Епифаний Премудрый сообщает в своем письме игумену тверского Спасо-Афанасьевского монастыря Кириллу. — Расписал более 40 церквей в Константинополе, Кафе, Великом Новгороде и Нижнем”.
Судя по письму, Епифаний хорошо знал художника, наблюдал за его работой. Известно, что и сам автор тоже был “изографом”, книжным графиком. Ученик Сергия Радонежского, он написал “Житие преподобного Сергия”, над которым трудился 26 лет, вплоть до своей кончины.
Письмо Епифания, сохранившееся в единственном списке XVII в., донесло до нас уникальные свидетельства о яркой, талантливой личности средневекового художника, чье творчество в равной степени принадлежит культуре Византии и Древней Руси. “Он же, казалось, руками пишет роспись, а сам беспрестанно ходит, беседует с приходящими и умом обдумывает небесное и духовное, чувственными очами просветленными небесную видит красоту”.
Летописи и Епифаний указывают также, что в Московском Кремле Феофан вместе с Семеном Черным украсил фресками церковь в честь Рождества Богородицы, а с Андреем Рублевым и Прохором с Городца расписал Архангельский и Благовещенский соборы. Однако все эти работы не сохранились, как не уцелела живопись великого художника, оставленная на стенах византийских церквей. Нет описаний его странствий, о чем он размышлял, что хотел выразить; обо всем этом можно только догадываться, глядя на фантастические образы, написанные в удивительной, ни на что не похожей манере. Грек по национальности, мастер вошел в историю мировой культуры как русский художник, в силу того, какое влияние оказал на художественный вкус, методы работы и само мировоззрение художников русской школы. Все известные его произведения были созданы на Руси и для Руси, где он прожил более 30 лет. Он познакомил русичей с высочайшими достижениями византийской духовной культуры, переживавшей в его время один из последних взлетов. Для русских земель ХIV в. был временем величайшего подъема национального самосознания. После Куликовской битвы в 1380 г. ордынское иго стало формальным. Феофан оказался свидете
 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика