Известные из церковной истории малоазийские Пафлогония и Вифиния (ныне — территория Турции) услышали христианскую проповедь от апостола Андрея, поставившего в пафлагонском г. Амастра (Амастрида, ныне — Амасра) первого епископа Пальму. Со временем, в ІІІ в., здесь была учреждена одна из древнейших и крупнейших в Византийской империи Пафлогонская епархия (в ее состав входило 23 города), особый расцвет которой пришелся на VI–XIII вв. В то время в г. Амастра было возведено множество церквей и монастырей. Удачное расположение города на берегу Черного моря, его живописность придавали ему особую привлекательность, в том числе и для торговых отношений с другими странами.

Никита Пафлогонянин (византийский писатель конца ІХ — начала Х в., современник византийского императора Льва Мудрого) писал: “Амастра — глаз Пафлогонии, и, лучше сказать, чуть ли не всей вселенной. В нее, как на общее торжище, стекаются все народы”.
Восторженно описывали город выдающийся географ и историк второй половины І в. до Р. Х. — начала І в. после Р. Х. Страбон (автор “Географии” — первого описания мира в 17 томах), испанский дипломат и путешественник Руи Гонсалес де Клавихо (ХV в.) и др.
В XIV в. здесь основали свои торговые колонии генуэзцы, вследствие чего в городе появились базилики, амфитеатры, дворцы, украшенные колоннами и статуями.
Одним из известных святых, прославивших этот город, стал Георгий Амастридский (вторая половина VІІІ — начало IX в.), друг преподобного Феодора Студита.
Благочестивые и вельможные родители Георгия Феодор и Мигефо долго, почти до старости, не имели детей и дали обет посвятить ребенка Богу. Перед его рождением было много знамений, предсказывавших имя ребенка, его будущее священство и святость. В юности Георгий отличался способностями к церковным и светским наукам. Когда он достиг совершеннолетия, его взял на воспитание дядя, который был архиереем. Вероятно, это Григорий, епископ Амастридский, участник VII Вселенского Собора.
Через некоторое время Георгий тайно ушел в Сирию, где подвизался в пещере на вершине Агриосирикийской горы. Вскоре он принял постриг и начал вести строгую подвижническую жизнь под руководством старца, после смерти которого поселился в монастыре Вонисса (местное название обители).

Слава об исключительной аскетической жизни Георгия скоро достигла и его отчизны. После смерти Амастридского архипастыря Георгий был избран на кафедру, однако не принял предложения. Тогда послы из Амастриды насильно забрали его из обители. Несмотря на то, что император хотел назначить другого кандидата на Амастридскую кафедру, в 790 г. Георгий был рукоположен во епископа патриархом Константинопольским Тарасием (784–806), который неожиданно узнал в нем юношу, много лет назад отказавшегося принять от него плату за исполнение псалмов, объяснив это тем, что получит лучшую награду в вечной жизни. В Константинополе Георгий снискал благосклонность императора Константина и его матери Ирины.

Прибыв в Амастриду, святитель Георгий неустанно укреплял в вере свою паству, проявлял заботу о благолепии храмов, был защитником вдов, сирот и обездоленных, кормильцем бедных. И для всех служил примером богоугодной жизни. Также ему приписывается автор­ство нескольких канонов.
Во время нашествия сарацин, опустошавших окраины города, Георгий приказал всем пострадавшим от набегов врага спрятаться за стенами Амастриды, а сам, невооруженный, с молитвой обошел городские ограды, таким образом избавив город от разорения. Своим заступничеством он спас амастридских купцов, схваченных и осужденных на смертную казнь в Трапезунде (совр. Трабзон, Турция), якобы за нарушения таможенных правил. Их отчаянные молитвы чудесным образом были услышаны Георги

 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика