А. В. Моравов. “Иван Федоров”

К 500‑летию со дня рождения первопечатника Руси
При жизни Иван Федоров часто подписывался как Москвитин, подчеркивая свое происхождение. Но последние годы он прожил во Львове и был похоронен в Онуфриевском монастыре — ослепительно-белом на фоне деревьев и серо-коричневых окружающих домов. Предпоследние страницы биографии первопечатника, так же как и первые, оказались белоснежными.

* * *

Первые несколько десятилетий жизни Ивана Федорова (или Федоровича, поскольку Иван менял свою фамилию в зависимости от места проживания) действительно являются сплошной белой страницей. Как и большинство мастеров в свое время, в истории он появился вроде бы ниоткуда, сначала — только как имя из окружения митрополита Макария (Иван был диаконом в Кремлевском храме во имя Николы Гостунского).

Неизвестно ни точной даты его рождения (некоторые биографы варьируют между 1510‑м и 1530‑м гг.), ни города или даже страны, где он родился. Печатный знак, который использовал Федоров, похож на герб белорусского знатного рода Рагоз. Впрочем, к нему принадлежало несколько десятков белорусских, украинских и польских семей. По одной из версий, Иван в 30‑х гг. XVI в., возможно, учился в Ягеллонском университете в Кракове, по крайней мере в “промоционной книге” этого учебного заведения сохранилась запись, что в 1532 г. степень бакалавра там получил “Johannes Theodori Moscus”.
Документально засвидетельствованным фактом био-
графии Ивана Федорова является издание им в 1564 г. первой печатной книги на русских землях — “Апостола”. Однако этот факт тоже нельзя назвать несомненным.

* * *

В начале деятельности Ивана Федорова книгопечатание существовало в Европе уже почти 100 лет. На русских землях время от времени также делали попытки начать печатание своих книг — приглашали иностранных мастеров — и попытки были неудачными. Когда в 1552 г. король Дании отправил в Москву своего печатника, Иван IV Грозный отказался от его услуг, но через год приказал построить специальный дом для печатного дела.
В течение следующих десяти лет в этой первой типо-
графии было издано семь (по крайней мере, столько известно в настоящее время) анонимных, недатированных, так называемых безвыходных, книг. Есть все основания полагать, что к этим изданиям причастен Иван Федоров. Эти книги и были первыми среди печатных на Руси. Однако издания характеризовались низким качеством бумаги и печати, до известной степени их можно назвать “ученическими работами” работников первой московской типографии, в частности — Ивана Федорова.
19 апреля 1563 г. Иван Федоров и Петр Мстиславец начали работу над подготовкой текста, литьем шрифта и изготовлением гравюр для издания “Апостола”. Работа была окончена 1 марта 1564 г. В книге было помещено послесловие, в котором Федоров рассказал историю первой типографии и первой печатной (о семи предыдущих изданиях он не упоминает) книги на Руси.
Многие из своих последующих изданий Федоров будет сопровождать авторским послесловием, где расскажет историю этих книг, неотделимую теперь от истории его жизни.

* * *

В Москве Иван Федоров успел подготовить и издать только одну книгу — “Часословец”, которая вышла двумя тиражами и пользовалась значительной популярностью как пособие для обучения грамоте. Вскоре Федоров и Мстиславец были вынуждены покинуть Москву и пере-
ехать в Заблудов, имение литовского гетмана Ходкевича. По легенде, их типография была сожжена, а они сами едва спаслись от неминуемой гибели. Позже Федоров главной причиной своего отъезда назвал преследования и клевету завистливых бояр и переписчиков книг. В конечном итоге, все следующие книги мастера сделаны одинаковым шрифтом с использованием тех же заставок. Поэтому они никак не могли сгореть, очевидно, Иван забрал их с со
бой, уезжая из Москвы.
В Заблудове Иван Федоров напечатал сначала “Учительное Евангелие”, а позже Псалтирь и “Часословец”. Но в 1572 г. по неизвестным причинам переехал во Львов, где основал новую собственную типографию и напечатал второе издание “Апостола”, почти идентичное московскому. Тогда же Федоров издал первый русский “Букварь” — для своего времени книгу уникальную и опасную для его творца, ведь напечатана она была на территории, которая в то время активно окатоличивалась и латинизировалась. Очевидно, именно поэтому до нашего времени сохранился только один экземпляр первого на восточнославянских землях “Букваря”.

* * *

В конце XVI в. печатание книг было новым, а потому не слишком прибыльным делом. Талантливый мастер нуждался в покровительстве, и таковое он нашел в лице князя Константина Острожского, который сначала сделал Федорова управителем Дерманского монастыря, а затем отдал в его распоряжение только что основанную в Остроге типографию.
Следующие пять лет были наиболее плодотворными для мастерства Ивана Федорова. Одну за другой он напечатал “Греческо-русскую церковнославянскую книгу для чтения”, новое издание “Букваря”, “Новый Завет с Псалтирью” и “Хронологию” Андрея Римши.
В 1581 г. Федоров издал самую известную из славяноязычных печатных книг — “Острожскую Библию”, созданную кропотливым трудом после собирания, исправления и свода разнообразных письменных источников и переводов. Книга имела невероятный по тем временам тираж — более 1000 экземпляров — и была широкоизвестной в Европе, по крайней мере экземпляры книги имели не только московский князь, но и король Швеции, итальянские кардиналы, много европейских ученых и общественных деятелей.
Причины, заставившие Ивана Федорова вскоре после завершения работы над своим лучшим изданием покинуть Острог и вернуться во Львов, также можно причислить к “белым страницам”. Возродить свою собственную типографию во Львове мастеру не удалось. В последние годы жизни Федоров преимущественно работал над созданием многоствольной мортиры со сменными стволами. Известно, что почти весь 1583 г. Иван провел в Кракове и Вене, где показывал императору свое изобретение. Очевидно, такая активность истощила уже пожилого мастера, он вернулся во Львов больным и 5 декабря умер на руках у единственного сына.

* * *

Надгробие Ивана Федорова в белоснежном Онуфриевском монастыре содержит, кроме имени, даты смерти
и печатного знака мастера, еще и надпись, которая коротко и точно характеризует все, что известно о жизни этой незаурядной личности — “друкарь книг пред тем невиданных”.

Екатерина Усачова
 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика