Рукопись XII в. с текстом клятвы Гиппократа
в форме креста

В Нагорной проповеди Господь Иисус Христос говорит: “Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого” (Мф. 5: 33–37).
Перед верующим человеком возникает вопрос о соотношении этих слов Христа с практикой присяги и клятвы, которая имела место в истории христианства. Мы знаем о клятве Гиппократа; о присяге воина; о крестном целовании (со времен Киевской Руси). Известна практика произнесения клятвы во время судебных заседаний.

Из истории Ветхого Завета известно, что произнесение клятвы было древним обычаем, причем совершалось оно в различных видах и формах. Например, существовала клятва в виде уверения одним человеком другого человека или группы лиц в правоте и истинности сказанных им слов. У древних существовала клятва в виде призывания Бога в свидетели правдивости того, что сказано. Такая клятва касалась настоящего, прошлого и будущего, а также заверений в подлинности каких-либо фактов или действий. Так клялся патриарх Авраам: “и сказал Авраам: я клянусь” (Быт. 21: 24), приносил клятву и патриарх Иосиф своему отцу Иакову (см.: Быт. 47: 31).
На горе Синай ветхозаветному Израилю было сказано: “Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно” (Исх. 20: 7). Но люди часто легкомысленно произносили Имя Бога, призывая Его в свидетели, и тем самым навлекали на себя небесную кару. Поэтому Моисей, по снисхождению к их жестокосердию, желая предохранить их от совершения более тяжкого греха, клятвопреступления, упорядочил употребление клятвы и дал правила и ограничения, связанные с применением клятв. Так, Моисей запретил применение ложной клятвы с употреблением Имени Бога. “Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь [Бог ваш]” (Лев. 19: 12). Моисей повелел выполнять клятвенные обещания. “Если кто даст обет Господу, или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего, но должен исполнить все, что вышло из уст его” (Чис. 30: 3). Моисей объявил твердой только ту клятву, в которой призывается имя Бога. “Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи, [и к Нему прилепись,] и Его именем клянись” (Втор. 6: 13). Моисей разрешил применение клятв в виде оправдывающего заверения во время спорных вопросов, а также употребление клятвы перед судом для утверждения показаний: “клятва пред Господом да будет между обоими в том, что взявший не простер руки своей на собственность ближнего своего…” (Исх. 22: 11).
Исследователи ветхозаветной истории отмечают, что требования Закона часто нарушались: Именем Бога иудеи клялись во лжи, не исполняли обещаний, данных Богу. Фарисеи придумали для них некоторое успокоение совести; они уверяли простых людей, что запрещено клясться только Именем Бога, и что поэтому всякая другая клятва, хотя бы и для прикрытия лжи, безгрешна, и что можно безнаказанно клясться небом, землей, Иерусалимом, своей головой, главное — нужно только уметь обойти закон.
Вот почему Христос акцентирует внимание на греховности такого рода ухищрений. В своем труде “Толкование Евангелия” писатель Б. И. Гладков отмечает, что “Христос требовал от Своих последователей нравственности выше фарисейской: нищий духом, плачущий о своих и чужих грехах, кроткий, правдивый, милостивый, чистый сердцем и водворяющий мир достоин такого уважения, такого доверия, что ему никогда не придется подкреплять слова свои призывом Бога во свидетели; такому человеку должны безусловно верить все; от него никто н

 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика