“Были мученики и теперь будут,
последние выше первых.
Много несут скорбей”.
Преподобный Кукша (Величко)

Блаженный подвижник Кукша Одесский предвидел свою кончину. Духовная дочь старца схимонахиня А. вспоминает: “Батюшка иногда говорил: “90 лет — Кукши нет. Хоронить-то как будут, быстро-быстро, возьмут лопаточки и закопают”. И действительно, его слова исполнились в точности. Он упокоился в два часа ночи, а в два часа пополудни этого же дня над могильным холмиком возвышался уже крест. Скончался, когда ему было около 90 лет”.
Власти, боясь большого стечения народа, препятствовали тому, чтобы батюшку погребли в монастыре, а требовали совершить погребение на его родине. Но наместник монастыря, вразумленный Богом, мудро ответил: “У монаха родина — монастырь”. Власти дали срок на погребение два часа.

Преподобный Кукша появился на свет 12 января (25 января по н. ст.) 1875 г. в селе Арбузинка Херсонской губернии (ныне Николаевской области) и наречен был во святом Крещении Космою. В семье было еще два сына — Федор и Иоанн, и дочь Мария. Его мама Харитина была глубоко верующей и богобоязненной женщиной. С юных лет Косма возлюбил молитву и уединение, избегал игр, увеселений, в свободное время читал Евангелие. Особую любовь боголюбивый отрок имел ко храму Божию и к богослужению.
Еще с юности у преподобного было сострадание к людям, особенно к больным, страждущим. За это враг спасения человеческого всю жизнь ополчался на него. Характерно следующее событие отроческих его лет. У Космы был двоюродный брат, одержимый нечистым духом. Косма поехал с ним к одному старцу, изгонявшему бесов. Старец исцелил юношу, а Косме сказал: “За то только, что ты привез его ко мне, враг будет мстить тебе — ты будешь гоним всю жизнь”.

Фото Кукши Одесского при жизни

На Святой Земле
Вместе со своими односельчанами в 1895 г. он отправился в паломничество на Святую Землю, затем посетил Святую Гору Афон. Здесь, на берегу моря, находился Пантелеимонов монастырь, и после службы всех паломников пригласили в трапезную. Затем благочинный обители стал назначать людей на различные послушания: в пекарню, просфорню, на хозяйственные работы. А оставшимся нескольким отрокам сказал: “Вы приехали сюда молиться и поститься, а теперь отправляйтесь домой и несите там божественную службу!”. Среди них был и Косма. Однако вместе с другом они просили, чтобы их оставили в монастыре, — и благочинный уважил настойчивую просьбу юношей.
В то время на Афоне действовало около 20 монастырей, были также отдельные кельи, где жили отшельники.
А на самой вершине Горы Афон находился храм в честь Преображения Господня. Перед отъездом домой паломники направились к настоятелю за благословением. Подошедши к настоятелю, Косма сказал: “Отче, я очень хочу здесь остаться, но прежде мне надо получить благословение родителей”. “Ну, хорошо, поезжай, через год приедешь”, — напутствовал его настоятель.
По возвращении домой Косма посетил киевского старца Иону, который встретил его словами: “Благословляю тебя в монастырь! Будешь жить на Афоне!”.
Когда Косма сообщил родителям о своем желании стать афонским монахом, мать с величайшей радостью восприняла известие о решении сына, но отец и слышать ничего не хотел, считая это несерьезным делом, однако, в конце концов согласился и благословил его. Напутствуя в дорогу, мать благословила Косму Казанской иконой Божией Матери, с которой он не расставался всю свою жизнь, и которая положена была ему во гроб после кончины.
В 1896 г. Косьма прибыл на Афон и поступил послушником в русский Свято-Пателеимонов монастырь. Во всем стараясь уподобиться отцам-подвижникам, он ревностно исполнял возложенное на него настоятелем монастыря послушание просфорника.
В 1897 г. мать Космы Харитина направлялась в паломничество во Святую Землю. Когд
а корабль с путешественниками сделал остановку у берегов Афона, она письменно испросила благословение у настоятеля монастыря посетить Святую Землю и Косме. По благословению настоятеля они посетили Иерусалим и Вифлеем, где родился Спаситель. В Иерусалиме с Космою произошло два чудесных события, которые предзнаменовали дальнейшую жизнь преподобного. Когда путешествующие были у Силоамской купели, произошло следующее. Существовал обычай погружаться в воду Силоамской купели всем паломникам, особенно бесплодным женщинам. Той из них, кто первой успеет погрузиться в воду, Господь даровал чадородие. Находясь у Силоамской купели, Косма близко стоял возле источника. Кто-то нечаянно задел его, и отрок в одежде неожиданно упал первым в воду купели. Люди стали смеяться, говоря, что у него теперь будет много детей. Но слова эти оказались пророческими, ибо у преподобного впоследствии действительно было множество духовных чад. Когда же паломники были в храме Воскресения Христова, они очень хотели помазаться елеем из лампад, горевших при Гробе Господнем. Тогда чудесным образом из средней лампады на Косму излился весь елей. Люди быстро окружили Косму и, собирая руками стекающий по его одежде елей, благоговейно помазывались им. Сие событие предзнаменовало то, что впоследствии благодать Божия, обильно почивающая на преподобном, будет через него неоскудно подаваться людям.
Через год после приезда из Иерусалима на Афон Господь благоизволил Косме еще раз быть во Святом Граде. Он направился туда уже на полтора года нести в порядке очередности послушание у Гроба Господня.
Вернувшись на Афон, Косма был назначен гостинником в странноприимную для паломников, в которой нес послушание 11 лет.
Вскоре послушник Косма был пострижен в рясофор с именем Константин, а 23 марта 1904 г. — в монашество, и наречен Ксенофонтом.

Возвращение на родину
Приведя Своего избранника в духовное совершенство, Господь уготовил Ксенофонту жребий служения страждущему миру. В 1912–1913 гг. на Афонской Горе возникла на самое короткое время так называемая “имябожническая” или “имяславническая” ересь — смута. Греческие власти, боясь ее распространения, потребовали выезда с Афона многих ни в чем не повинных русских монахов, в том числе и отца Ксенофонта.
Накануне отъезда отец Ксенофонт побежал в пустыньку к своему духовному отцу и сказал:
— Отче, я никуда не поеду! Вот лягу под лодку или под камень и умру здесь, на Афоне!
— Нет, чадо, — возразил старец, — так Богу угодно, чтобы ты жил в России, там надо спасать людей. — Затем вывел его из келии и спросил: — Хочешь увидеть, как стихии покоряются человеку?
— Хочу, отче.
— Тогда смотри. — Старец перекрестил темное ночное небо, и оно стало светлым, перекрестил еще раз — оно, как береста, свернулось, и отец Ксенофонт увидел Господа во всей славе и в окружении сонма Ангелов и всех святых. Что они видели, слышали, и что им было возвещено, батюшка Кукша, рассказывая об этом впоследствии, не поведал. А тогда он закрыл лицо руками, упал на землю и закричал:
— Отче, мне страшно!
Через некоторое мгновение старец произнес:
— Вставай, не бойся.
Отец Кукша поднялся с земли — небо было обычным, на нем по-прежнему мерцали звезды. Так батюшка, уезжая с Афона, был утешен и удостоен божественных откровений.
В 1913 г. афонский монах Ксенофонт становится насельником Киево-Печерской Свято-Успенской Лавры. В 1914 г. отец Ксенофонт на десять месяцев вместе с другими монахами был направлен на нелегкое послушание “брата милосердия” в санитарный поезд, ходивший по линии “Киев — Львов”, где обслуживал раненых солдат. Они стонали от боли, били его кулаками, оскорбляли, но он сносил их немощи с любовью, ухаживал и помогал всем.
Вернувшись в Лавру, Ксенофонт был рукоположен в сан иеромонаха. Своим служением, любовью к Богу и послушанием он снискал уважение среди братьев. В то время он нес послушание на Дальних пещерах, заправлял и зажигал лампады перед святыми мощами, переоблачал их, наводил порядок и чистоту. Ксенофонту хотелось принять схиму, но по молодости ему отказывали в этом. В то время он был уже в сане игумена.
В 56 лет он неожиданно тяжело заболел, как думали, безнадежно. Решено было немедленно постричь умирающего в схиму. 8 апреля 1931 г. при пострижении в схиму нарекли ему имя священномученика Кукши, мощи которого находятся в Ближних пещерах.
После пострига Кукша стал поправляться. Когда Лавру посетил митрополит Серафим из Полтавы, то при встрече с ним он сказал: “Тебе в пеще

 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика