Крещение галицких земель. Времена Киевской Руси

 

Роман Галицкий принимает послов папы Иннокентия III.
Картина Н. В. Неврева, 1875 г.

 

Церковное Предание относит появление первых христианских общин в нынешней Галичине ко временам деятельности святых братьев Кирилла и Мефодия, учителей Словенских. Завоеванная при князе Великой Моравии Святополке I, ее западная часть под названием “Transtheissia” c 881/882 пo 896 г. была частью моравских владений. Святой равноапостольный Мефодий († 885) и его ученики несли Благую Весть по всем землям княжества и, вероятно, успели крестить некоторую часть дулебов, белых хорватов и бужан, живших на крайнем его востоке до венгерского нашествия в самом конце IХ в. Впрочем, венгры быстро ушли к Дунаю, в Паннонию, и часть нынешней Галичины с 902 г. попала под власть польских князей. В 981 г. киевский великий князь Владимир отвоевал у Польши Перемышль и червенские города, и эти земли стали именоваться Червонной Русью. Святой равноапостольный князь, по словам его младшего современника, будущего первого русского митрополита Иллариона, “крестил всю землю Русскую от конца и до конца”, следовательно, и Червонную Русь, ставшую частью Волынской епархии. Митрополит Макарий (Булгаков), виднейший церковный историк ХIХ в., предполагал здесь уже в ХI в. наличие особых епархий: “Естественно согласиться с преданием, что если не во дни Владимира, то во дни Ярослава основаны были и в Руси Червонной две епархии: Галицкая и Перемышльская, хотя известия о них наши летописи не сообщают. Правда, все сказанное нами не более, как одни догадки, но догадки, не чуждые оснований, и то, по крайней мере, достоверно, что не в шести только, прямо названных летописями, но и в других городах поставлены были у нас вначале епископы”.


Все же большинство современных историков не разделяют его мнения и полагают более достоверной гораздо более позднюю дату — 1156 г., когда Галицкая епархия (ее архиереем был тогда поставлен епископ Косма) впервые упоминается в летописи, или другие близкие к этой дате. Фактически независимое от Киева Галицкое княжество было образовано за 12 лет до этого из нескольких более мелких. В 40-х гг. XII в. при Владимирке Володаревиче, создателе единого Галицкого княжества, в Галиче был сооружен княжеский дворцовый комплекс с церковью Спаса, не дошедшей до наших дней. Как полагают исследователи, по заказам галицких князей здесь работала артель польских мастеров — в храме явственно прослеживаются черты романской архитектуры, используется техника белокаменной кладки, ранее не применявшаяся в русских землях. По данным Православной энциклопедии, представление о внешнем виде этих церквей могут дать сохранившиеся ростово-суздальские памятники эпохи Юрия Долгорукого (Спасо-Преображенский собор в Переяславле-Залесском, церковь в честь святых князей Бориса и Глеба в Кидекше), построенные, судя по всему, той же артелью, которая была получена Юрием от своего главного союзника Владимирка Галицкого. В последние годы правления Владимирка в столице был построен величественный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы (по археологическим данным, впервые в летописи упоминается в связи с погребением в нем князя Ярослава Осмомысла), ставший кафедральным. Размеры его фундаментов, установленные археологами, уступают лишь размерам Софии Киевской. “Романские элементы составляют одну из существенных особенностей зодчества древнего Галича, — пишет искусствовед В. С. Вуйцик. — Здесь применялась та же строительная техника, использовались сходные материалы. Одновременно в нем ведущими остаются типологические черты византийского зодчества, проявившиеся в общей концепции крестово-купольного храма. Если план Успенского собора в Галиче аналогичен планам киевских построек (Десятинная церковь) и храмов Северо-Восточной Руси (Успенский собор во Владимире), то белокаменная резьба, напротив, имеет прямые аналогии среди романских, в частности южнонемецких, памятников”.
Галицкое княжество достигает наивысшего могущества при князе Ярославе Владим

 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика