Юзеф Брандт.
 “Нападение польской кавалерии
на турок в XVII в.”, 1867 г.

Подолия в составе Речи Посполитой (1569—1793). Последствия Брестской церковной унии

Со второй четверти ХVI в., после некоторого ослабления татарских набегов на Литву, снова происходит интенсивное заселение восточной и южной Подолии. Оживились города — в Виннице, например, по описи 1552 г. насчитывалось шесть православных храмов. Строились храмы и в других городах: в частности, в Каменце была возведена и ныне украшающая город Петропавловская церковь. Заключенная в 1569 г. в Люблине польско-литовская государственная уния, согласно которой все украинские земли перешли к Польше, также способствовала заселению Подолии. Однако теперь сюда хлынула и польская шляхта, сопровождаемая латинским клиром и духовными орденами. Подолия входила в состав православной Львовской епархии, оказавшей наиболее упорное сопротивление Брестской церковной унии. Резко усилившийся крепостнический, религиозный и национальный гнет вызвал в последнее десятилетие века ряд мощных народных восстаний, центром которых были земли между Южным Бугом и Днестром. Самое грозное из них возглавил уроженец Гусятина, предводитель нереестрового казачества Северин Наливайко. Его старший брат Демьян Наливайко был настоятелем церкви во имя святого Николая в Остроге, авторитетным деятелем Острожского кружка и, как полагают некоторые историки, духовником князя Василия-Константина Острожского. В 1596 г. он был участником Берестейского православного антиуниатского Собора.

В 1598 г. центр Брацлавского воеводства переносится в Винницу. Двенадцать лет спустя брацлавский староста Валентин Калиновский пожертвовал 30 000 злотых и два села для монастыря поселившихся в городе иезуитов. Это мощное, похожее на крепость сооружение стало оплотом их прозелитической деятельности в крае. Противостояли этой экспансии православные братства, особенно винницкое — Космы и Дамиана. В 1616 г. православными были основаны Бершадский и Винницкий Преображенский мужские монастыри, а через пять лет — Благовещенский женский монастырь, ставшие оплотом отцовской веры в крае.

Вдобавок к этому на подольские земли надвигалось еще одно грозное испытание. Если столетием ранее объектом османской агрессии были Балканы, Крым и Придунайские княжества, то с начала ХVII в. султанская армия всей своей колоссальной мощью обрушилась и на Речь Посполиту. В 1620 г. под Цецорой в Молдове польское войско потерпело страшное поражение, погиб его цвет во главе с коронным гетманом Станиславом Жолкевским. Крымский хан вторгся в Подолию, разорил ее и увел с собой тысячи пленных. Только год спустя, при решающей роли казаков гетмана Сагайдачного, победой под Хотином удалось на полвека остановить продвижение турок.

Но эти десятилетия не принесли мира на многострадальную землю. Освободительная война украинского народа под руководством гетмана Богдана Хмельницкого, многие сражения которой проходили на подольской земле, не увенчалась успехом. Потянулись печально известные в истории Правобережной Украины годы Руины. По Андрусовскому перемирию 1667 г. Подолия осталась в составе Речи Посполитой. Пять лет спустя она была захвачена турецкими войсками султана Мехмеда IV и до 1699 г. находилась в составе Османской империи (Подольский еялет (провинция) с центром в Каменце), после чего была возвращена полякам в результате победы войск “Священной лиги” над османами. Возвращение польских войск, шляхты и католического клира, насаждение унии вызвали взрыв народного негодования, вылившийся вскоре в восстание под руководством полковника Семена Палия. Палий, как он сам себя именовал, “справжній козак і вождь козацького народу”, многократно обращался к гетману Мазепе и царю Петру I о принятии Правобережья в подданство. Но разразившая­ся Северная война, в&
nbsp;которой Речь Посполита была союзником России, делала это невозможным. Население массово бежало в Левобережную Украину, экономика Правобережья катастрофически падала. Вывоз хлеба, например, в 1715 г. составлял только около 2,3 % хлебного экспорта 1648 г.

В 1681 г. впервые появляется самостоятельная Каменец-Подольская епархия, но она просуществовала только десять лет. После перехода в 1686 г. Киевской митрополии под омофор Патриарха Московского и всея Руси неизмеримо возросло давление польских королевских властей на православную иерархию с требованием принятия унии. Львовский епископ Иосиф (Шумлянский), давно уже принявший унию, натолкнувшись на упорнейшее противодействие Львовского братства и монастырей, долго не решался перевести свою обширную епархию в унию. “Власти Речи Посполитой положили конец колебаниям Иосифа, — пишет доктор церковной истории В. И. Петрушко, — запретив ему войти в управление приходами освобожденной от турок по Карловецкому миру Подолии, входившей в состав его епархии, но временно переданной под начало униата Иннокентия Винницкого. Стремясь сохранить свой контроль над Подолией, Шумлянский наконец согласился открыто объявить о своем переходе в юрисдикцию Рима, что и было им сделано в Варшаве в 1700 г. Вскоре после своего совращения в унию Иосиф Шумлянский принудил последовать за ним большинство приходов своей Львовской и Каменец-Подольской епархии”.

В течение первой половины XVIII в. единственному, оставшемуся на территории Речи Посполитой православному иерарху — Мстиславскому епископу — становилось все труднее окормлять свою паству. Украинский эмигрантский историк А. П. Оглоблин писал: “Прийняття унії не давало українському населенню Речі Посполитої рівних прав з поляками. Польський уряд, який щонайбільше лише толерував уніятську Церкву, не міг опертися на неї в своїй антиукраїнській національній політиці. Бо наступ Польщі проти українського народу йшов не тільки лінією релігійно-церковних утисків і заборон. Наприкінці XVII ст. були фактично скасовані права руської (української) мови. Соймова конституція 1697 р. ухвалила провадити урядове діловодство польською мовою. Руську мову перестають уживати в урядових актах, замінюючи її польською; навіть копії старих документів, писаних руською мовою, нерідко передаються латинською абеткою”.

В 1768 г. вспыхнуло народное восстание — Колиивщина. Крестьяне украинских земель, возмущенные издевательствами над духовенством со стороны польских шляхтичей (священников запрягали в плуги, секли терновыми розгами, забивали в колоды и даже убивали), встали на их защиту и начали массово возвращаться в Православие.

На Подолии ревнители унии с начала XVIII в., пишет председатель Винницкого церковно-исторического комитета А. В. Сварчевский, “усердно пытаются и стараются на развалинах прежних православных монастырей основывать базилианские — кляшторы, т. е. униатские монастыри чина Святого Василия Великого или Базилианского ордена, основанного в ХVII в. митрополитом Иосифом Вениамином Рутским. Так водворяются базилиане в Сáтановском монастыре в 1707 г., в Малиевском в 1708 г., в Барском на Семенках в 1715 г., в Шаргородском на Калиновке в 1718 г. и в Каменецкой Свято-Троицкой церкви в 1723 г. <…> Только юго-восточные обители Подольского края еще долго борются с унией, часто пустеют вследствие этой борьбы, а иногда временно только занимаются базилианами. Такова судьба Бершадского и Грановского монастырей, которые неоднократно принимали то унию, то Православие”.

В 1762 по 1801 г. в г. Могилеве-Подольском существовал православный Свято-Георгиевский греческий монастырь, который по своему устройству являлся скорее первым монастырским подворьем Святогорской Афонской Лавры святого Афанасия.

В составе Российской империи. Возвращение униатов в Православие (1793—1917)

В 1793 г., по Второму разделу Речи Посполитой, почти вся Подолия переходит во владение Российской империи. Начавшееся массовое возвращение населения в Православие быстро увеличивало местную паству. В пределах новообразованных Брацлавской и Подольской губерний 12 апреля 1795 г. была учреждена самостоятельная второклассная Брацлавская епархия. Назначенный сюда е

 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика