Часть I. От начала христианства до Люблинской унии 1569 г.Первые века христианства в Северном Причерноморье и Нижнем Поднепровье

Этот обширный степной и лесостепной край, от Южного Буга до Дона, как и примыкающая к нему с запада Подолия, можно было бы назвать “коридором цивилизаций”*. На протяжении двух тысячелетий предыдущие племена сменялись здесь новыми. Последними, на этот раз навсегда, тут поселились предки украинцев и русских, превратившие Дикое Поле в цветущий земледельческий край. С Благой Вестью эти края ознакомились в первые века христианской эры.

Согласно церковному Преданию, апостол Андрей Первозванный поднимался по Днепру и проповедовал на его берегах. Еще в период гонений на христиан, по-видимому, во II в., в римской провинции Малая Скифия (ныне румынская Добруджа) была основана епархия, власть которой распространялась и на северо-западное Причерноморье, вплоть до Крымского полуострова. В конце того же века причерноморские степи заселяются пришельцами с побережья Балтики — готами. Готские войны против Рима III–IV вв. способствовали массовому появлению в причерноморских землях греческих пленных, от которых их новые хозяева узнавали о Христе. Вполне возможно, причерноморские народы получали сведения о христианской вере и из Крыма, куда на каменоломни ссылали христиан со всей Римской империи. Решающим событием, приведшим к принятию христианства готами, было их поражение от войск императора Константина Великого в 323 г. Уже два года спустя на I Вселенском Соборе в Никее присутствовал митрополит Готии Феофил. Среди готов и других жителей причерноморских степей в последующие десятилетия проповедовали многие греческие миссионеры – Авдий, Евтихий, Фессалоникийский епископ Асхол. Последнего за апостольскую ревность в распространении и особенно поддержании святой веры между готами сам Василий Великий называл украшением своего отечества — Каппадокии. Епископ готов Вульфила (Ульфила), создатель алфавита и письменности готов, перевел на их язык Священное Писание. Однако позднее он уклонился в арианство. Готская епархия находилась в северо-западном Причерноморье и сохранила православную веру, в отличие от основной массы готов, которая в конце 370-х гг. переселилась в пределы Римской империи. С переселением остатков готов в Крым в начале V в., на полуостров была перенесена и их епархия.
В Боспорском царстве, простиравшем свою власть на устье Дона и прилегающие к нему приазовские земли, христианство получило распространение в III в. На I Вселенском Соборе в Никее в 325 г. присутствовал боспорский епископ Кадм (в некоторых списках его имя Домн). Боспорская епархия непрерывно продолжала существовать во весь последующий период, более тысячи лет, о чем свидетельствуют сохранившиеся в документах имена ее епископов. Епископ из Боспора Евдоксий, например, присутствовал на трех поместных Соборах. Со времен Халкидонского (IV Вселенского) Собора 451 г. епархия была подчинена Константинопольскому патриарху. Ее епископ Иоанн присутствовал на Константинопольском Соборе 536 г. К этому времени императором Юстинианом I Боспорское царство уже было упразднено и присоединено к Византии.
Имя епископа Боспорского Андрея упоминается в подписях VII Вселенского Собора в 787 г. Решения этого Собора, восстановившего иконопочитание после полувековых гонений, были утверждены в 843 г., после 30-летнего нового периода иконоборчества. По мнению некоторых историков, именно в иконоборческий период в пещерах, на месте нынешней Свято-Успенской Святогорской Лавры, появились первые монахи – беженцы из Византии. Но другие исследователи относят возникновение здесь первых пещерных монастырей к периоду Древней Руси.

Во времена Древней Руси и монголо-татарского владычества

В IХ в. Византийская империя сталкивается с новым противником – “народом рос” (греч. Ρως). В Среднем По­днепровье к этому времени из племенных союзов полян и северян сложилось первое восточнославянское протогосударство, по мнению академика Б. А. Рыбакова, уже тогда носившее имя Русь. В 860 г. “пошли Аскольд и Дир войной на греков”, сообщает (ошибочно под 866 г.) “Повесть временных лет”. Однако этот поход завершился Крещением князей и большей части их дружины. Византийские источники свидетельствуют, что на Русь был послан епископ и создана епархия “Россия” (греч. Ρωσία).
Но, как известно, это первое Крещение, принятое от
святого патриарха Фотия, охватило лишь очень небольшую часть древнерусского населения. Вскоре его результаты были почти сведены на нет языческой реакцией, наступившей после захвата Киева князем Олегом в 882 г. Только столетие спустя святому равноапостольному князю Владимиру удалось крестить Русь.
По южным и восточным границам своего государства, по рекам Десне, Остру, Трубежу, Суле и Стугне, князь создал цепь укрепленных поселений, где селил “мужей лучших от славян, и от кривичей, и от чуди, и от вятичей, и ими населил города, так как была война с печенегами”. Как полагают историки, для такой ответственной службы князь набирал преимущественно своих единоверцев – христиан. В старой земле полян (на юг от Киева) было также большое количество боярских вотчин с укрепленными замками. Их население окормлялось Белгородской, а с 1072 г. – Юрьевской епархиями. На Левобережье, с созданием около 1054 г. Переяславской епархии, все порубежные приходы были подчинены ей. В конце ХI в. в Переяславе епископом был Ефрем, который построил в городе несколько каменных храмов, каменную баню и обнес город проч­ной крепостной стеной. С появлением тогда нового могучего врага – кочевников-половцев, которые, покорив печенегов и огузов, стали хозяевами Великой Степи от Дуная до Иртыша, вся цепь крепостей дополнительно укреплялась. Так возникли Канев, где в 1144 г. Киевский князь Всеволод Ольгович заложил Георгиевский собор, украшающий город и сегодня, и Лубны, под которыми в 1107 г. князь Владимир Мономах наголову разбил половецкие орды. Четыре года спустя он одержал новую большую победу, даже захватил столицу хана Шарукань (в районе современного Харькова). За эти победы князя вскоре призвали на киевский престол. Мудрый правитель, слова из “Поучения” которого вынесены в заглавие данной статьи, Владимир Мономах обеспечил Руси длительную передышку в борьбе с половцами.
Вновь за Рось была отодвинута граница с кочевниками, на границе были поселены союзные тюркские племена, известные под общим именем черных клобуков. Черные клобуки (торки и берендеи), заселившие новые города по берегам Роси (Юрьев, Торческ, Корсунь, Дверен и др.), защищали Русь от половцев. Они (прежде всего их знать) постепенно воспринимали древнерусский язык, культуру Руси и даже русский былинный эпос. Раскопки Торческа Б. А. Рыбаковым показали, что это был довольно крупный черноклобукский город XII–XIII вв., детинец которого был населен русичами, в нем, по всей видимости, находилась резиденция русских князей. В 1227 г., потеряв Галич, в Торческе утвердился князь Мстислав Удатный (Удалой). Отсюда он в союзе со своим тестем, половецким ханом Котяном, с князьями Владимиром Рюриковичем Киевским и Александром Белзским ходил войной на поляков, венгров и мятежных галицких бояр. Здесь князь и умер, приняв перед смертью схиму.
Весьма упорно степные союзники киевских князей придерживались своих древних религиозных представлений. За это летописи называют их “наши поганыи”. Первые попытки (неудачные) распространения среди торков христианства были сделаны в начале XI в. латинскими миссионерами. Торки и далее оставались в массе своей язычниками, но позднее часть из них, осевшая и постепенно ассимилировав­шаяся с окружающим русским населением, приняла Православие. Процесс этот был прерван монгольским нашествием. Кочевая часть черных клобуков в конечном итоге слилась с новыми завоевателями.
Будучи язычниками, половцы также иногда принимали христианство, особенно знать, заключавшая браки с русскими князьями. В конце ХII – начале ХIII в. напряжение в русско-половецких отношениях начало спадать, особенно, когда над восточным горизонтом нависла смертельная угроза – появился враг дотоле невиданной силы. Битва на Калке в 1223 г., в которой войска половцев и русичей были наголову разгромлены монголами, стала предвестником наступившего полтора десятилетия спустя переломного события в истории Руси.
Нашествие монголо-татар нанесло Киевской Руси смертельный удар. Произошедшее в период феодальной раздробленности, когда объединительная тенденция едва-едва намечалась, это нашествие не только остановило продвижение русских поселений в степь, но и разорило ранее цветущий лесостепной край от Роси до Оки и Волги. Сотни городов и деревень были стерты с лица земли, десятки тысяч людей истреблены или угнаны в рабство. Погибло множество священнослужителей, защищавших родные города и села наряду с паствой. В Переяславе оборону возглавлял епископ Симеон, который был убит монголо-татарами. Пе

 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика