Часть II. С середины ХVI в. до наших днейПод скипетром польских королей
По результатам Люблинской унии 1569 г., объединившей на правах федерации Великое княжество Литовское и Польское королевство, внутренняя граница между ними прошла приблизительно по линии нынешней украин­ско-белорусской. Речь Посполитая, находившаяся в первые десятилетия после своего образования на вершине могущества, стала той силой, которая сумела прочно отвоевать у татарских ханов земли, заселенные еще в древнерусские времена, но затем оставленные земледельческим православным населением из-за постоянных ордынских набегов. Обширные территории лесостепной и степной полосы, с богатыми черноземами и обилием природных богатств, веками терзаемые набегами кочевнических орд, притягивали к себе польских и, к тому времени в большинстве своем полонизированных и принявших католичество, украинских вельмож и шляхту. Быстро, в течение полувека, Конецпольские, Вишневецкие и другие магнаты создали на левом и правом берегу Днепра гигантские латифундии, куда переселили и переманивали разными льготами из Волыни, Галичины, Прикарпатья тысячи и тысячи крестьян и ремесленников. Возрождались старые и возникали новые города: Переяслав (древний Переяславль Русский), Лубны, Полтава, Черкассы, Корсунь и многие другие. В церковном отношении их православное население после разделения Русской Церкви в 1458 г., как и по всему Великому княжеству Литовскому, подчинялось Киевской митрополии, находившейся с конца 60-х гг. ХV в. под омофором Константинопольских патриархов.

После Брестской церковной унии 1596 г. украинское население в массе своей не признало ее и осталось верным Православию, тем более что к тому времени у отеческой веры появилось сословие верных защитников —запорожское казачество, не раз силой отстаивавшее права православного населения от посягательств униатов, поддерживаемых польскими властями. Казаки, обосновавшиеся возле днепровских порогов, выстроили там укрепление — Сечь, которая, неоднократно меняя свое местоположение, более двух веков оставалась их столицей. Многие тысячи крестьян и мещан, спасаясь от феодального и религиозного гнета, бежали на Сечь, и не только с Украины, но и из белорусских и великорусских и даже польских и литовских областей Речи Посполитой, а также из Молдавии и Московского государства.
На Сечи был главный храм запорожцев в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Считалось, что именно эта икона Божией Матери покровительствует казачеству. Описаний сооружаемых в разное время храмов Сечи, не раз менявшей место своего расположения, сохранилось немного. По мнению заведующего кафедрой истории Украины Бердянского государственного педагогического университета профессора И. И. Лымана и многих других историков, храм последней Сечи был пятиглавым (по его образцу переселенные на Кубань запорожцы возвели в 1799–1802 гг. Воскресенский войсковой собор в Екатеринодаре). Главный священник сечевой церкви был “начальником” всего запорожского духовенства. На “зимовниках”, т. е. хуторах (некоторые из них, как, например, Чигирин, впоследствии стали городами), строились деревянные часовни или небольшие церкви.
Первым известным предводителем запорожцев был князь Дмитрий Иванович Вишневе́цкий (Ба́йда) (1516–1563) — волынский православный шляхтич, основатель первой казацкой крепости на острове Хортица. Вместе с войсками русского царя Ивана Грозного, к которому он поступил на службу, Байда дважды ходил походами на Крымское ханство. Как сообщает В. Н. Татищев в своей “Истории Российской с самых древнейших времен”, Вишневецким был основан на Дону “град Черкасский” (ныне станица Старочеркасская Ростовской области), столица донского казачества. С пятью тысячами казаков Вишневецкий в союзе с донскими казаками атамана Михаила Черкашенина подступал к Азову, затем ходил на Кубань, где с помощью находящегося в его войске духовенства возобновил Православие.
В XVII в. Запорожское казачье войско находилось в ведении Киевской митрополичьей кафедры. Гетман Петр Конашевич-Сагайдачный вместе со всем войском Запорожским вступил в Киевское православное братство. В 1620 г. проезжавший из Москвы на родину патриарх Иерусалимский Феофан III восстановил (по просьбе Сагайдачного) на украинских землях православную иерархию, фактически упраздненную королем Сигизмундом III после Брестской унии (см. № 19 ЦПГ за 2008 г.). Епископы, поставленные Фе

 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика