Стоит ли читать светские СМИ,и почему некоторые из них искажают информацию о Церкви?
Недавно из старенькой брошюры (в помощь при подготовке к Исповеди) узнал, что чтение светских газет-журналов — грех. Благословения священноначалия на издание в книжице не было, равно как и указания на принадлежность к клиру кого-либо из авторов. В молитву, вынесенную в колонтитул брошюры, закралась режущая глаз орфографическая ошибка. А составленный перечень грехов и прегрешений был не только адаптирован к реалиям, но и зело суровым, учитывая отсутствие пояснений причин греховности определенных деяний, к примеру чтения светских СМИ.
В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, утвержденных в 2000 г. Юбилейным Архиерейским Собором, отношение к СМИ иное: “Средства массовой информации играют в современном мире все возрастающую роль. Церковь с уважением относится к труду журналистов, призванных снабжать… своевременной информацией о происходящем в мире, ориентируя людей в нынешней сложной реальности…”. Возможно, составители брошюры преувеличили греховность листания прессы. Однако, как редактор и автор, десяток лет участвующий в подготовке к печати светских СМИ, не знаю, какое из них рекомендовать к систематическому прочтению.

О новостях
“О хранении ума от бесполезного многоведения и праздной пытливости” преподобный Никодим Святогорец в произведении “Невидимая брань” пишет целую главу, в частности следующее: “Как необходимо,.. блюсти ум от неведения, так… необходимо блюсти… и от… многоведения и любопытства. Ибо коль скоро наполним… его множеством ведений, представлений и помыслов, не исключая и суетных, непотребных и вредных, то сделаем его бессильным; и он не возможет уже добре уразумевать, что пригодно к истинному самоисправлению… и совершенству. Почему надлежит… так себя держать в отношении к ведению о земных вещах, хотя иной раз и позволительных, но не необходимых, как бы ты был уже умершим…”. И дальше: “Сказания о бывшем и новые сведения о бывающем да мимо идут тебя, и все перевороты в мире и царствах да будут для тебя такими, как бы их совсем не было, а когда кто принесет тебе их, отвратись от них… Слушай, что говорит св. Василий: «Да будет… горьким вкушением слышание мирских вестей и сотами меда сказание мужей преподобных»…” (ч. 5).
Любителям светской хроники (политической, экономической, культурной – не суть важно) небезынтересно может быть, какими новостями обменивались между собой святые… Вот, к примеру, отрывок из книги “Избранные жития…” (САТИСЪ, Санкт-Петербург, 2003 г.) о встрече и беседе Антония Великого и Павла Фивейского: “Святой Антоний уже около семидесяти лет жил в пустыне. Против воли, начал смущать его горделивый помысел, что здесь он старше всех. Он просил Бога удалить от него этот помысел и получил откровение, что один отшельник гораздо ранее его поселился в пустыне и более его служит Господу. Антоний встал рано утром и отправился искать… Перед его глазами мелькнула волчица, бежавшая к ручью. Святой Антоний подошел к этому ручью и увидел близ него пещеру. При звуке его шагов дверь в пещеру крепко замкнулась. Святой Антоний до полудня взывал через дверь… Наконец,.. навстречу ему вышел глубокий старец, совершенно убеленный сединами. Это был святой Павел Фивейский. Он уже около девяноста лет жил в пустыне.
После братского лобзания Павел спросил Антония: “В каком положении род человеческий? Какое правление в мире? Остаются ли еще идолопоклонники?” Прекращение гонений и торжество христианства в римской империи было для него радостной новостью, а появление арианства — горькой…”. Такие ли новости радуют нас и огорчают? Что мы читаем и обсуждаем ежедневно? И — главное — с кем общаемся, листая светские СМИ, глядя в монитор или телевизионный экран?
О планке и… плинтусе
Подчеркивая признание роли СМИ в Основах социальной концепции РПЦ, важно также учитывать контекст: “При этом… информирование зрителя, слушателя и читателя должно основываться не только на твердой приверженности правде, но и на заботе о нравственном состоянии личности и общества, что включает в себя раскрытие положительных идеалов, а также борьбу с р

 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика