В немецком издательстве Lambert Academic Publishing недавно вышел религиоведческий труд кандидата философских наук, научного сотрудника Института философии НАНУ Натальи Гавриловой “Современная религиозность. Во что и как верит молодежь Украины”. Книга представляет собой исследования автора, основанные на результатах опроса 820 студентов светских вузов, 230 студентов протестантских учебных заведений и 64 студентов православных семинарий и богословских факультетов. По словам автора, выбор такой темы обусловлен тем, что студенчество всегда было и остается социальной группой, наиболее подверженной внешним влияниям, как положительным, так и отрицательным. Прежде всего, это связано с процессом формирования мировоззрения, кристаллизации жизненных идеалов, постоянно повышаемым уровнем образования, но вместе с тем и отсутствием психической устойчивости.

Молодежную религиозность Наталья Гаврилова типологически разделяет на институциональную (которая представлена верующими одной из конфессий) и неинституциональную (ее составляют верующие студенты, которые не принадлежат к определенной конфессии). По ее данным, институциональное религиозное сознание присуще 41,2 % опрошенных, а неинституциональное – 33,8 %. 13,2 % колеблются между верой и неверием, 6,3 % – неверующие, 3,3 % опрошенных находятся в состоянии религиозных исканий и 2,2 % равнодушны к религии.
Институциональное религиозное сознание, в свою очередь, представляют: православные – 33,7 %, греко-католики – 2,3 %, мусульмане – 1,7 %, римо-католики – 1,3 %, евангельские христиане-баптисты – 1 % и другие.
Основными чертами неинститу­ционального религиозного сознания является пассивность в вере, ее фрагментарность, одновременная принадлежность к разным религиозным организациям, отказ от авторитета Церкви, пренебрежение культовой практикой т. д. Причинами этого яв­ления, как считает Наталья Гаврилова, являются признание того факта, что истинная вера не требует внешнего проявления, и негативный опыт удовлетворения своих духовных запросов в лоне конкретной Церкви. Исходя из этого автор делает вывод об основных тенденциях религиозных поисков современной молодежи. По ее мнению, на фоне размытого представления о базовых вероучительных истинах, религия для них теряет роль нравственного императива в повседневной жизни, и поэтому молодежь придерживается преимущественно религиозного этикета, а не этики. Религия рассматривается как обычная культурная среда и национальный способ бытия, а к вероучению той или иной конфессии молодежь относится избирательно.
Шеф-редактор “Богословского портала” Юрий Черноморец в комментарии для “Церковной православной газеты” отметил: “Книга констатирует тот факт, что современная молодежь намного сильнее ищет личной встречи с Богом, чем предыдущие поколения, при этом доверяя лишь собственному опыту. И в этой личной встрече видит истину и основание для того, чтобы изменить свою жизнь. Прав был митрополит Антоний Сурожский, который говорил о том, что христианство – это встреча с Богом, и очень хорошо, что современный человек ищет этой встречи… Поэтому современной молодежи необходимо свидетельствовать о собственном опыте. И Церковь должна стать тем местом, где молодежь этот опыт получит. На это нужно направить все усилия. Мы должны смириться с тем, что для современной молодежи Церковь уже не является самоценностью, она представляет ценность лишь потому, что человек там встречается с Богом. И это хорошо, потому что это отвечает главным принципам христианства. Ведь и у нас, в Православии, все строится вокруг Причастия как личной встречи с Богом”. Юрий Черноморец считает, что в сфере церковной политики будущее – за молодежными христианскими движениями, причем как консервативными, так и либеральными. Потому что “молодежь ищет не многообразия в вере, а разнообразия в религиозном поведении”.

Олег Карпенко
 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика