“Расскажите, пожалуйста, о богослужебной традиции
поминовения умерших в нашей Церкви”.
И. Федченко, Кагарлык

Православная Церковь заботится обо всех своих чадах: не только живых, но и почивших. Поэтому важным составляющим православного богослужения является молитва о тех, кто отошел в вечность.
В православной традиции существует несколько видов заупокойного богослужения. В первую очередь — это чин погребения или отпевания почившего христианина. Богослужебная практика предусматривает совершать “чин на разлучение души от тела”, “последование по исходе души от тела” и чтение Священного Писания у гроба усопшего. Священноисповедник епископ Афанасий (Сахаров) в своем труде “О поминовении усопших по уставу Православной Церкви” замечает: “У нас утвердился обычай при гробе архиереев и иереев, как нарочитых проповедников и служителей Евангелия, читать Святое Евангелие, а при гробе всех остальных усопших православных читать псалтирь”.

В современных изданиях богослужебных книг приводятся чины отпевания мирян, монахов, священников и младенцев. “Православная энциклопедия” сообщает, что на Поместном Соборе 1917–1918 гг. поднимался вопрос о создании чина диаконского погребения, однако предложенные варианты в практику не вошли. В 1956 г. митрополит Мануил (Лемешевский) составил новый чин архиерейского погребения. Ранее архиереев отпевали по чину монашеского погребения, а с 1767 г. – по чину священнического.
Необходимо отметить, что поминовение усопших предусмотрено в богослужении практически каждой субботы. Также церковный устав определяет особые субботы, которые именуются родительскими и по характеру песнопений относятся к поминальному богослужению. Из них следует отметить две вселенские субботы – перед неделей о Страшном суде (мясопустная) и перед неделей Пятидесятницы (Троицкая). К ним примыкает Димитриевская родительская суббота (суббота перед 26 октября по ст. ст.), не упоминаемая в Типиконе. В практике Русской Церкви она является третьим важнейшим поминальным днем в году. Также поминальными являются 2-я, 3-я, 4-я субботы Великого поста и Радоница – вторник 2-й седмицы по Пасхе. Возникновение этого дня связано с переносом поминовений со Страстной и Светлой седмиц.
Одной из наиболее распространенных форм поминовения усопших является панихида. Словарь Брокгауза и Ефрона сообщает, что “панихида” (от πας — весь и νύξ — ночь) буквально означает всенощную службу; к молению об умерших это название прилагается потому, что по своему составу оно похоже на часть всенощного бдения, а также потому, что в первые столетия существования Церкви, во время гонений, она совершалась по ночам, подобно всенощному бдению. Панихида совершается после преставления христианина, затем – в 3-й, 9-й и 40-й день по смерти, в дни его рождения и тезоименитства. Последование панихиды излагается в 14-й главе Типикона, более подробное изложение помещается в Октоихе перед субботней службой 1-го гласа. Чин панихиды является сокращением чина погребения.
Заупокойная лития состоит из нескольких тропарей и заупокойной ектении. Совершается она при выносе из дома тела почившего, после заамвонной молитвы на Литургии и после панихиды. Согласно церковному уставу литию следует совершать ежедневно по окончании вседневных вечерни и утрени.
Наиболее полным чинопоследованием панихиды является парастас или великая панихида. Отличие от обычной панихиды заключается в том, что на парастасе поют 17-ю кафизму и полный канон. В 1876 г. в Киеве было издано “Последование парастаса сиречь великая панихида и всенощное бдение об усопших”. Это исследование перепечатано из требника Петра Могилы, с небольшими изменениями. Священноисповедник е­пископ Афанасий (Сахаров) отмечает: “Последование заупокойного всенощного бдения, как и помещаемые в иерейском молитвослове в двух местах службы за упокой, не имея оправдания в основных действующих богослужебных книгах Православной Русской Церкви, должны быть рассматриваемы только как предназначенные для частного, келейного, домашнего совершения их, а не в замену положенного по уставу ежедневного богослужения и даже не в дополнение к нему, так как

 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика