Горянская ротонда (церковь во имя святой Анны).
XII или XIII в., с. Горяны (пригород Ужгорода)

Ранняя история и Крещение Закарпатья
Отделенная от остальной части Украины Карпатскими горами, Закарпатская область отличается особой этнической и конфессиональной пестротой. Это многообразие языков и вер обусловлено бурной историей края, который на протяжении последних двух с половиной тысячелетий многократно подвергался различным нашествиям, был ареной переселений народов, переходил из состава одного государства в подчинение другому. Кельтов здесь сменили фракийцы-карпы и гето-даки; покоривший последних римский император Траян в 107 г. образовал провинцию Верхняя Дакия, северная граница которой прошла по р. Самош. Во время дакийской кампании легионы Траяна разрушили на Закарпатье городище в Малой Копане. Римское владычество в Дакии продолжалось до 271 г. н. э. Археологический материал — остатки крупных металлургических, гончарных мастерских, клады монет — свидетельствует об интенсивных связях пограничного Закарпатья с римскими владениями. Проведенный специалистами лингвистический анализ румынского языка показывает, что местные жители могли уже тогда получить первые сведения о Христе от римских торговцев и поселенцев Дакии, среди котор­ых были христиане. Епископ Дакии присутствовал на Первом Вселенском Соборе 325 г. в Никее. Следовательно, здесь к тому времени уже были христианские общины.

Во время Великого переселения народов (IV–VII вв.) через карпатские перевалы в Потисье приходили и на более или менее значительное время поселялись племена гуннов, гепидов, вандалов, бургундов, остготов, лангобардов. Во власти Аварского каганата край оказался под конец VII в. Вместе с аварами (частично и ранее) пришли и окончательно обосновались здесь славяне. Во времена существования Великоморавской державы Закарпатье некоторое время входило в ее состав. Когда в 863 г. святой патриарх Фотий прислал святых равно­апостольных Константина-Кирилла и Мефодия (в ответ на просьбу князя Ростислава дать его народу «учителя, который бы на родном нашем языке открыл нам истинную веру христианскую, чтобы и другие страны последовали нашему примеру»), то, по мнению некоторых исследователей, их путь проходил вдоль Тисы, через Закарпатье. Другие историки склоняются к мнению, что веру Христову принесли сюда ученики святых братьев, когда при преемнике святого князя Ростислава Святополке I (871–894) начались гонения на сторонников богослужения по восточному обряду на славянском языке, и они вынуждены были бежать в отдаленные восточные окраины государства и в Болгарию (см.: №№ 19 и 20 «ЦПГ» за 2008 г.). Третьи полагают более вероятным Крещение закарпатских славян уже в Киевской Руси, во времена святого князя Владимира.
Тем не менее нельзя не согласиться со следующим замечанием автора фундаментального труда по истории Православия в Закарпатье архимандрита Василия (Пронина): «История Угорской Руси — это, как справедливо отмечают многие ученые, в первую очередь церковная история. Политическая активность принадлежала пре­имущественно другим народам — венграм, австрийцам. Кроме того, повседневная борьба, вернее труд за насущный хлеб, занимал почти все помыслы закарпатского крестьянина. Но в отношении Церкви этого сказать нельзя: ее учение, таинства, обряды овладевают душой верующего. В центре внимания становятся религиозные события». И еще важное наблюдение этого ученого: «Некоторые историки говорят о непроходимости Карпат. Они хотят представить Карпаты как бы китайской стеной, отделяющей Среднеевропейскую низменность от севера. Но археология и история говорят другое. Карпаты не только не были непроходимы, но один переход носит название «Русских ворот», другой переход — «Угорских ворот». Когда попытались охранять эти ворота, как было, например, во время Батыя, то из этого ничего не вышло. Большие на

 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика