«Царевич». В стиле Людовика XV.
Сюрприз — алмазный двуглавый орел
с миниатюрным портретом царевича Алексея
(предположительно копия, с утерянной миниатюры)

Согласно Церковному Преданию, святая Мария Магдалина, приехав в Рим проповедовать Евангелие, пошла к императору Тиберию. Поскольку она не имела никаких драгоценностей, которые обычно подносили императору просители и посетители, Мария подарила ему куриное яйцо, как это делали бедные, со словами: «Христос Воскресе!». Тиберий ответил, что мертвый человек не может воскреснуть, так же как это белое яйцо не может стать красным. Вдруг на его глазах яйцо стало кроваво-красным — символизируя не только вечную жизнь, но и Жертву Христа.

Впоследствии яйцо на Пасху, символизировавшее духовную ценность Благой Вести, решили оформить еще и как вполне материальную драгоценность. Первый образец такого изделия — резное деревянное яйцо с изображением страстей Христовых — получил французский король Франциск І. Дарение драгоценностей в виде яиц на Пасху стало традицией среди европейской аристократии. Один из таких сувениров — пасхальное яйцо со спрятанным внутри сюрпризом — был у датской принцессы Вильгельмины Марии, тетки будущей российской императрицы Марии Федоровны.

«Курочка Кельха».
Повторяет иконографию
первого императорского
«Куриного» яйца

Вполне вероятно, что именно желание сделать жене приятный сюрприз побудило императора Александра III заказать в 1885 г. ювелиру Карлу Фаберже драгоценное яичко. Этот первый заказ императора был вполне конкретным — драгоценность должна была напоминать ту, которая поразила детское воображение маленькой Дагмар, в православном Крещении — Марии Федоровны. Яйцо было покрыто белой эмалью, внутри содержало «желток» из матового золота, в котором была спрятана курочка из цветного золота. В свою очередь, внутри курицы помещалась маленькая рубиновая корона. Императрица была в восторге, поэтому Карл Фаберже получил статус придворного ювелира и заказ ежегодно на Пасху изготавливать драгоценное яйцо с сюрпризом.
Отныне ювелир имел неограниченный простор для фантазии, ведь единственным требованием императора стала оригинальность каждого последующего яйца-сюрприза. Сюжета изделия никогда не знал и сам венценосный заказчик, а на расспросы получал ответ: «Ваше величество будет довольно». Однако, как правило, содержанием сюжетов становились эпизоды из истории России и императорской семьи. Некоторые яйца содержали в себе памятные сувениры в виде портретов, цветов, фигур, некоторые были сложными механизмами — часы, певчая птица, миниатюрные модели кораблей, карет, поез­дов, зданий.
Характерно, что каждое яйцо, несмотря на клеймо фирмы Фаберже, являлось авторской работой одного из ювелиров фирмы. Мастер контролировал производство, начиная от замысла и до конца процесса изготовления изделия. Кроме самого Карла Фаберже, самым известным из мастеров был Михаил Перхин, также сохранились имена Августа Хольстрома, Генрика Вигстрома и Эрика Колина. Мастерами на фирме работали и четыре сына Карла. Интересно, что репутацию ювелирному дому Фаберже в те времена создавали отнюдь не пасхальные яйца, ведь они были частными подарками (лишь однажды императрица разрешила показать некоторые из них на выставке в Париже в 1890 г.). Ювелирный дом обеспечивал изготовление любых драгоценностей и инкрустированных предметов, а в 1882 г. Фаберже выполнил копии скифских украшений так, что их трудно было отличить от

 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика