«Уважаемая редакция “Церковной православной газеты”!
Дело в том, что моя коллега по работе, свидетельница Иеговы, видя, как я накладываю на себя крестное знамение до и после обеда, и что я ношу нательный крестик (причем спрятанный под одеждой), всякий раз не упускает возможности упрекнуть меня: мол, грех носить предмет распятия на своей шее, а если сильно хочется подчеркнуть свою религиозность, то лучше “украсить” ее “рыбкой” (ссылаясь при этом на Ветхий Завет). “Да и вообще, — спрашивает она, — откуда у вас, православных, эта традиция — осенять себя крестным знамением?”
Что я могу ей ответить?»

Отвечает протоиерей Николай Баранов:

Верующий человек ежедневно, во время утренних и вечерних молитв, во время богослужения и перед вкушением пищи, перед началом всякого дела, изображает на себе знамение Животворящего Креста Христова. Это — один из древнейших обычаев.

Первое письменное упоминание о крестном знамении находится в трудах знаменитого карфагенского церковного учителя Тертуллиана. В трактате «О венце воина» (ок. 211 г.) он пишет: «Путешествуя и передвигаясь, входя в помещение и выходя из него, обуваясь, принимая ванну, за столом, зажигая свечи, ложась, садясь, при всем, что мы делаем — мы должны осенять свой лоб крестом». В другом своем произведении «К жене» Тертуллиан, увещевая христианку не выходить замуж за язычника, спрашивает: «Сможешь ли ты тайком крестить постель и свое тело?».

Интересное свидетельство о древности крестного знамения находится в третьей главе «Луга духовного» преподобного Иоанна Мосха. «Когда пресвитер монастыря Пентуклы Конон покинул обитель, его встретил Иоанн Креститель, который кротко сказал ему: «Возвратись в монастырь, и я избавлю тебя от брани». Авва Конон отказался. Тогда святой Иоанн посадил его на один из холмов и, раскрыв его одежды, трижды осенил его крестным знамением». Это повествование косвенно указывает на то, что образ креста использовался от начала христианства. Преподобный Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры» пишет о Кресте: «Он дан нам в знамение на челе, как Израилю обрезание». Если обрезание Бог дал через Авраама, то, очевидно, крестное знамение Он дал через апостолов.
Следует отметить, что в Древней Церкви крестом осенялся только лоб. Описывая литургическую жизнь Римской Церкви в III в., священномученик Ипполит Римский пишет: «Всегда старайся смиренно осенять свой лоб крестным знамением». Об употреблении одного перста в крестном знамении говорят: святитель Епифаний Кипрский, блаженный Иероним Стридонский, блаженный Феодорит Киррский, церковный историк Созомен, святитель Григорий Двоеслов, преподобные Иоанн Мосх и Андрей Критский. Согласно выводам большинства современных исследователей, осенение лба (или лица) крестом возникло еще во времена апостолов и их преемников.
Приблизительно к IV в. христиане стали осенять крестом все свое тело, то есть появился известный нам «широкий крест». Однако наложение крестного знамения в это время все еще сохранялось единоперстное. Более того, к IV в. христиане начали осенять крестом не только себя, но и окружающие предметы. Так, современник этой эпохи преподобный Ефрем Сирин пишет: «Животворящим крестом осеняются наши дома, наши двери, наши уста, наша грудь, все наши члены. Этот крест вы, христиане, не оставляйте ни в какое время, ни в какой час; пусть он с вами будет во всех местах. Без креста ничего не предпринимайте; ложитесь ли спать или встаете, работаете или отдыхаете, едите или пьете, путешествуете на суше или плаваете по морю — постоянно украшайте все ваши члены этим живоносным крестом».
В IX в. единоперстие постепенно стало заменяться двуперстием, что было обусловлено широким распространением на Ближнем Востоке и в Египте ереси монофизитства. Когда появилась ересь монофизитов, то она воспользовалась дотоле употреблявшейся формой перстосложения — единоперстием — для пропаганды своего учения, потому что видела в единоперстии символическое выражение своего учения о единой природе во Христе. Тогда православные, вопреки монофизитам,

 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика