М. Врубель.
Сошествие Святого Духа на апостолов.
1884 г. (живопись маслом).
Хоры Кириловской церкви

Праздник Новозаветной Пятидесятницы был установлен самими апостолами. Слудует сказать, что кроме Пасхи только праздник Пятидесятницы имеет свои корни в Ветхом Завете.

По своей важности Пятидесятница являлась вторым праздником после Пасхи для иудеев. В этот день иудеи праздновали принятие Моисеем на горе Синай Закона Божия, которое произошло на 50-й день после праздника Пасхи. Кроме этого, иудейская Пятидесятница была также выражением благодарности иудеев в связи со сбором урожая. Ввиду того что этот день выпадал на период жатвы, его называли также «Праздником жатвы». Все иудеи в этот день приносили в Храм начатки от плодов. Пятидесятница, ярко праздновавшаяся иудеями, называлась еще и «Праздником седмиц» (см. Исх: 34: 22; Лев. 23: 15–17; Числ. 28: 31; Втор. 16: 9–10).

Праздник Христиан
В Новом Завете замечание апостола Павла в послании к Коринфянам: «в Ефесе же я пробуду до Пятидесятницы» (1 Кор. 16: 8) и замечание апостола Луки, что тот же апостол Павел спешил на Пятидесятницу в Иерусалим (см.: Деян. 20: 16), свидетельствуют о том, насколько чтил апостол этот праздник. Уже в Постановлениях Апостольских (кн. 5, гл. 20) есть прямое свидетельство о праздновании Святой Пятидесятницы: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи), сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святого Духа».
С IV в. свидетельства о Пятидесятнице (и как о священном периоде в 50 дней, и как об особом празднике) становятся частыми у церковных писателей. Блаженный Августин упоминает о ночном богослужении (бдении) (видимо, соединявшимся с Литургией) на Пятидесятницу. Закон Феодосия Младшего запрещает публичные зрелища во время праздников Пасхи и Пятидесятницы, причем указываются две следующие особенности этих праздников: 1) что неофиты снимают свои белые одежды, служащие знаком нового светорождения (Крещения) во святой и небесной бане, и 2) что в это время читаются «апостольские страдания», т. е. Деяния святых Апостолов. Особенную богослужебную торжественность празднику придавал обычай Древней Церкви совершать в этот день Крещение оглашенных (поэтому на Литургии традиционное пение Трисвятого заменяется песнопением «Елицы во Христа крестистеся…»). В IV в. святым Василием Великим были составлены коленопреклонные молитвы, которые читаются на вечерне до сих пор. В VIII в. святой Иоанн Дамаскин и святой Косма Маюмский составили в честь праздника многие песнопения, которые и теперь поет Церковь. Особое место в праздничном богослужении занимают паримии.
Наибольшее собрание притчей находится в одно­именной Книге Притчей Соломоновых. Чтения именно из этой книги чаще, чем из других ветхозаветных книг предлагаются в церковных службах. От Книги Притчей, как наиболее употребляемой, название «паримии» распространилось и на другие церковные чтения, взятые из прочих священных книг, которые могут не только носить поучительный, иносказательный характер, но и иметь исторические свидетельства, относящиеся к конкретному празднику или ко дню памяти великого святого.
Возвещать о великих делаж Божиих
Зачастую паримия представляет собой цельный отрывок из библейских книг, однако иногда она состоит из нескольких разных отрывков, объединенных в один. Примером этого может послужить первая паримия, которая читается во время великой вечерни на праздник Пятидесятницы. Она взята из 11-й главы Книги Чисел и состоит из двух отрывков, объединенных в один: первый — 16–17 стихи и второй — 24–29 стихи. Повествование этой паримии относит нас к событиям 40-летнего странствия еврейского народа по пустыне. Израильтяне постоянно роптали на Моисея, уставшие и от тяжести пути, и от прочих лишений. И хотя Господь питал народ Свой манной небесной, люди требовали и разнообразия в пище, и вдоволь воды. Жалобы на трудность пути не прекращались, и Моисей стал в молитве просить себе у Бога смерти. Ему горько было видеть малодушие народа, который не умеет цен

 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика