В Киеве прошли публичные диспуты верующих с атеистами
Актуален ли в наше время атеизм? С одной стороны, современный человек все сильнее тянется к мистике, а с другой — нельзя не отметить уменьшение религиозности во многих странах мира. Впрочем, вполне вероятно, что скорее последнего атеиста покажут по телевизору, чем популярность их идей достигнет уровня хотя бы одной из мировых религий. Но, как оказалось, в Украине есть еще люди, которые посвятили свою жизнь проповеди безбожия и готовы отстаивать свои взгляды публично.
Одним из них является «легендарный» активист атеистического движения, выпускник Одесской духовной семинарии и Московской духовной академии, кандидат богословия, доктор философских наук, профессор Национального технического университета Украины «Киевский политехнический институт» Евграф Дулуман.
Его историю наверняка знают все, кто жил в советское время. Доцент Саратовской духовной семинарии вдруг «перестал верить в Бога» и стал известным агитатором советского атеизма. Свои научные степени по философии Евграф Дулуман также получил за диссертации по научному атеизму. Неудивительно, что 30 декабря 1959 г. он был официально анафематствован Священным Синодом Русской Православной Церкви. Удивительно другое: 83‑летний ученый-атеист до сих пор преподает студентам историю философии, религиоведение и ведет антирелигиозную пропаганду.
Подискутировать с именитым атеистом предложило киевское объединение православной молодежи «Общее дело». Их вызов приняло атеистическое общество Украины. В свою очередь, идею поддержали Национальный технический университет и интернет-портал «Религия в Украине».
Впервые, после знаменитого публичного диспута между А. Луначарским и А. Введенским в 1925 г., площадкой для спора атеистов и верующих 13 апреля 2011 г. стал малый актовый зал Национального технического университета Украины «Киевский политехнический институт». Оппонентом Евграфа Дулумана выступил известный харьковский философ и богослов, доцент Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина Александр Филоненко.
Ведущий диспута преподаватель кафедры философии Национального технического университета Василий Пихорович предложил минутой молчания почтить память погибших в результате теракта в минском метрополитене. После этого диспутанты выступили со вступительным словом.
Если Евграф Дулуман повторял лишь тезисы советского научного атеизма, казалось, давно выброшенные на свалку научного дискурса, то выступление Александра Филоненко было скорее похоже на дружескую беседу и приглашение к серьезному размышлению.
«Надеюсь, что вы не рассчитываете на то, что я в течение десяти минут «живенько» докажу кому‑то, что Бог есть, — сказал богослов. — Отсюда вовсе не следует, что вера и разум — прямо противоположные вещи. Ведь, несмотря на то, что доказать существование Бога нельзя, все‑таки можно пояснить, почему верить в Бога разумно».
Далее Евграф Дулуман и Александр Филоненко дискутировали между собой и отвечали на вопросы слушателей, которых собралось несколько сотен человек.
Но, к сожалению, диспут как таковой практически не состоялся, поскольку маститый атеист говорил сплошь лозунгами, отвергая очевидные научные и исторические факты. На вопрос о жертвах безбожного режима в СССР он ответил, что данные о репрессированных значительно завышены, а жизнь в советское время все равно была лучше.
Когда Евграф Дулуман сформулировал смысл жизни атеиста, многие уже не знали, плакать им или смеяться. Так, профессор философии считает, что человек должен выполнить свое биологическое предназначение (размножаться), социальное (дать обществу больше, чем себе) и личностное (реализовать свои таланты). «Смерти не надо бояться, — сказал Евграф Дулуман, — потому что это долгожданный отдых после трудового дня». Предельная искренность, с которой говорил он, конечно же, подкупала многих слушателей. В самом конце Евграф Дулуман даже рассказал о своей тяжелой болезни, а также о том, что в эпитафии на своей могиле заказал такие слова: «Блаженство спать, забыться в каменном небытии. Прохожий — не тревожь…».
Александр Ф

 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика