Исцеление расслабленного, Николай Бруни 1885 г.

В одной из библейских книг — Псалтири — мы встречаем такие слова: «Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь» (Пс. 89: 10). Для человека вопрос о болезнях всегда был актуальным. Почему мы болеем? Есть ли смысл в терпении физических страданий при болезни? Имеют ли телесные болезни значение для духовной жизни человека?

«Бог не сотворил смерти…»
Священное Писание свидетельствует, что Бог сотворил мир совершенным: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1: 31). На церковнославянском языке «хорошо весьма» звучит «добро зело», что еще более подчеркивает мысль об идеальности мира. Человек — высшее творение Божие — тоже был создан совершенным. Об этом также говорит Библия: «я нашел, что Бог сотворил человека правым» (Еккл. 7: 29). Следует отметить, что совершенство человека подразумевало отсутствие болезней и смерти: «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих» (Прем. 1: 13) и «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» (Прем. 2: 23).

Болезни — следствие греха первых людей на Земле

Однако «завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» (Прем. 2: 24). Грехопадение первых на Земле людей — Адама и Евы — привело к тяжелым последствиям. Догматическое «Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере» отмечает, что следствиями этого грехопадения стали «изнурительные труды, скорби, телесные немощи, тяжкая до некоторого времени жизнь на земле странствования, и напоследок — телесная смерть».
Таким образом, болезни — следствие грехопадения, сознательного нарушения человеком первозданного совершенства. Их не было до грехопадения и не будет в Царствии Божием: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21: 4). В жизни мы можем видеть свидетельства того, что наши страсти, укоренившиеся греховные, разрушительные привычки приводят к телесным заболеваниям. У алкоголиков — свои болезни, у курильщиков — свои, у блудников — свои и т. д. Человек годами уничтожает свой организм, тысячелетиями — свою планету, неудивительно, что при этом он испытывает трудности со здоровьем и имеет экологические проблемы. Еще в Ветхом Завете Бог, указывая на связь греховной жизни человека с его телесным здоровьем, через пророка Иеремию говорит: «Что вопиешь ты о ранах твоих, о жестокости болезни твоей? по множеству беззаконий твоих Я сделал тебе это, потому что грехи твои умножились» (Иер. 30: 15).
Понятны нам и слова Христа, обращенные к исцеленному Им: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5: 14).

Отцы Церкви о болезнях
Преподобный Ефрем Сирин утверждает: «Причина болезни — грех, своя собственная воля, а не какая-либо необходимость». «Неужели все болезни от грехов? — спрашивает святитель Иоанн Златоуст. — Не все, но большая часть. Некоторые бывают от беспечности. Чревоугодие, пьянство и бездействие также производят болезни». «Болезни вместо епитимий идут. Терпите благодушно: они будут, как мыло у прачек», — говорит святой Феофан Затворник. Преподобный Иоанн Лествичник пишет, что «болезни посылаются для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение».
Известно, что и святые имели болезни, часто неизлечимые. Апостол Павел, например, пишет: «…дано мне жало в плоть… удручать меня, чтобы я не превозносился» (2 Кор. 12: 7). Некоторые святые молили Бога, чтобы им была послана болезнь в смысле испытания, дающего возможность духовно совершенствоваться. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Праведных постигают бедствия для возрастания их в добродетели, а грешных, как неисцелимо больных — для наказания и мучения, чтобы обратить их к иной жизни».
Таким образом, отцы Церкви не считали болезнь местью или наказанием за грехи, а призывом и средством к их исправлению. В этом смысле мы и п

 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика