Начался новый учебный год и 1248 православных студентов сели за парты, чтобы постигать церковные науки. Много это или мало? «Церковная православная газета» решила выяснить этот вопрос, а также провести собственную «инвентаризацию» православных учебных заведений Украины.

 

Желающим получить духовное образование уже не нужно ехать далеко — семинарии сейчас есть практически во всех регионах Украины. Чем же отличаются между собой, кроме цифр сухой статистики, наши духовные школы?

Без преувеличения можно сказать, что главнейшими из них являются Киевские духовные академия и семинария. К тому же ректор столичных духовных школ архиепис­коп Бориспольский Антоний является председателем Учебного комитета при Священном Синоде УПЦ.

Киевская духовная академия — старейшее высшее учебное заведение всей Русской Православной Церкви. Она ведет свою историю с основанной в1615 г. Киево-Братской коллегии. Киевские духовные школы лидируют и по числу учащихся — здесь обучается 325 студентов стационара и 610 заочников.

В настоящее время проводится реформа системы духовного образования в Киевских духовных академии и семинарии, в рамках которой КДС должна будет стать высшей богословской школой с пятилетним сроком обучения. Последний курс станет подготовительным перед поступлением в академию. Духовная академия приобретет специализированную научную направленность. Здесь откроются четыре факультета (отделения): богословско-библейский, догматическо-вероучительный, пастырско-литургический и церковно-исторический.

Среди множества выдающихся деятелей, учившихся и преподававших в киевских духовных школах, укажем лишь на самых знаменитых. В свое время Киево-Могилянскую академию окончили святитель Димитрий Ростовский и Григорий Сковорода, ректором в середине XIX в. здесь был знаменитый святитель Иннокентий (Борисов), у которого учился в академии будущий святитель Феофан Затворник. Стоит добавить, что многие современные архиереи УПЦ учились именно в Киеве.

Самый молодой церковный вуз — Ужгородская украинская богословская академия имени святых Кирилла и Мефодия, основанная в2002 г. Это единственное в стране православное учебное заведение, выпускники которого получают диплом государственного образца. Такое стало возможным, когда УУБА была интегрирована с Карпатским университетом имени Августина Волошина (частное высшее учебное заведение системы МОН Украины) в единый духовно-учебно-научный комплекс. Теперь студенты УУБА кроме высшего духовного образования получают еще и высшее светское образование по направлению подготовки «Философия» и специальности «богословие» («теология»), а студенты университета, обучающиеся по другим светским специальностям (философия, правоведение, психология, финансы, филология, компьютерные науки), на протяжении всех лет обучения дополнительно изучают основы православного богословия.

Сейчас в УУБА трудится 91 преподаватель, 95 студентов обучаются на стационаре и 241 — на заочном секторе.

Черновицкий православный богословский институт был основан в1827 г. Впоследствии он был реорганизован в богословский факультет Черновицкого университета. Его открытие было связано с выдающимся церковным деятелем, первым буковинским архиереем — митрополитом Евгением (Гакманом). В 1999 г. Черновицкий православный богословский институт был возрожден.

ЧПБИ готовит не только богословов, но еще и филологов и церковных журналистов. Однако его выпускники получают диплом лишь церковного образца.

На данный момент в институте работают 46 преподавателей и обучаются 60 студентов.

Одесская духовная семинария, основанная в1838 г., закрытая большевиками и возрожденная в 1945-м, долгое время, вплоть до 1990-х годов, оставалась единственной семинарией в Украине. В годы советских гонений здесь сумели сберечь традиции духовного образования и воспитать многих достойных пастырей. Среди них был и нынешний Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Владимир, окончивший Одесскую семинарию в1958 г.

Сейчас в ее стенах учится 225 студентов очного отделения и 205 заочников, которых обучают 33 преподавателя. Кроме того, при семинарии действуют регентское и золотошвейное отделения.

Волынская духовная семинария была основана в1796 г. с целью подготовки кандидатов во священники для приходов, которые перешли из унии в Православие. В семинарию принимались дети православного вероисповедания от 7 до 15 лет, которые учились в базилианских и иезуитских школах Овруча, Межирича и Острога.

В XX в. ее постигла судьба практически всех духовных школ в Украине — закрытие во время хрущевских гонений и возрождение в 1990-х.

Среди ее выпускников был священномученик Анатолий (Грисюк), погибший в1938 г. в советских лагерях.

Сейчас в Волынской семинарии трудятся 32 преподавателя, обучаются 69 студентов стационара и 80 заочников, действуют курсы регентов-псаломщиков.

Название Почаевской духовной семинарии говорит само за себя. Она находится на территории великой святыни украинского Православия — Свято-Успенской Почаевской Лавры. История семинарии началась с основания в монастыре в1935 г. монашеской школы, предназначенной для духовного образования насельников.

На данный момент здесь обучается 181 семинарист, 116 учащихся — на заочном секторе, несут послушание 37 преподавателей.

Полтавская миссионерская духовная семинария получила свой статус в2007 г., впрочем, старая дореволюционная духовная школа была основана здесь еще в1776 г. Именно миссионерская направленность выделяет семинарию среди прочих. Силами ее ректора — архиепископа Полтавского и Миргородского Филиппа, преподавателей и студентов вот уже который год в Киеве проходят международные просветительские «Покровские чтения». Все это закономерно, так как владыка Филипп является еще и председателем Синодального миссионерского отдела.

В старой Полтавской семинарии преподавал великий украинский философ Григорий Сковорода, читали свои курсы известный литургист священноисповедник Афанасий (Сахаров) и выдающийся патролог Николай Сагарда.

Сейчас их эстафету приняли 37 преподавателей семинарии, которые обучают 145 студентов стационара и 280 заочников. В Полтавской миссионерской духовной семинарии действуют три отделения: богословско-миссионерское, регентов-псаломщиков и иконописное.

Духовная семинария (тогда еще коллегиум) в Харькове появилась в1726 г. В 1759-1769 гг. (с перерывами) здесь преподавал Григорий Сковорода.

Сейчас, возрожденная после богоборческого времени, Харьковская семинария насчитывает 39 преподавателей, 83 студента стационара и 108 — заочного отделения.

Таврическая духовная семинария была основана в1869 г. святителем Гурием (Карповым), известным проповедником и просветителем Китая. Здесь трудились известный богослов епископ Михаил (Грибановский), выдающийся православный иерарх митрополит Вениамин (Федченков), схиархиепископ Антоний (Абашидзе), известный мыслитель протоиерей Сергий Булгаков и другие знаменитые православные пастыри. После революции семинария была закрыта, но снова возродилась сначала как духовное училище, а затем в своем первоначальном статусе. Здесь обучаются 65 студентов и еще десять занимаются экстерном, работают 33 преподавателя.

Нельзя не сказать о том, что кроме двух духовных академий, богословского института и семи семинарий в УПЦ действует еще и девять духовных училищ, в которых преимущественно готовят регентов-псаломщиков.

Так много это или мало для 45-миллионной Украины?

«Если не забывать, что священники — это не только совершители богослужения, но и учителя, духовники, социальные работники, миссионеры, строители храмов, — говорит главный редактор «Церковной православной газеты» игумен Лонгин (Чернуха), — тогда круг их деятельности расширяется далеко за рамки прихода или монастыря. Они должны работать не только с уже имеющимися прихожанами, но и с теми, кто вне Церкви или находится в сектах». Согласно статистике из отчета Управляющего делами УПЦ архиепископа Белоцерковского Митрофана в конце 2010 г. у нас в Церкви вместе с архиереями насчитывалось 10 152 священнослужителя. Простая арифметика: 45 млн. разделим на эту цифру. Приблизительно получается 4 432 624 человека на одного священнослужителя. Много это или мало, даже если мы сократим получившееся число в 1000 раз, судите сами… Как говорит Священное Писание: «Жатвы много, а делателей мало» (Лк. 10: 2).

Олег Карпенко

 

 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика