В этом году мы отметили 960 лет славной обители — главной святыни украинского Православия. Чем живет Киево-Печерский монастырь сейчас, «Церковной православной газете» рассказали его насельники

 Архимандрит Поликарп (Линенко), уставщик Киево-Печерской Лавры, регент левого клироса

 

— Как удалось братии монастыря возродить древние лаврские традиции церковного пения, прерванные в советское время в связи с закрытием обители?

— Старцы, которых выгоняли из монастыря, верили в то, что Лавра еще откроется и возродится. Они молились об этом и старались хоть что-то сохранить для возрожденной обители. Например, тогдашний уставщик Лавры, игумен Феодосий (в схиме Антоний), все годы, пока Лавра была закрыта, скитаясь по квартирам, носил за собой шесть мешков с партитурами и богослужебными книгами. И когда Лавра открылась, то вся эта библиотека, и нотная, и чтецкая, была передана сначала в Митрополию, а потом нам. Это был базовый материал.

Кроме того, до нашего времени дожили несколько монахов — клирошан старой Лавры, которые знали лаврское пение. Это схиигумен Агапит, схиархимандрит Феофил. Но самую ценную помощь в возрождении старых обычаев, напевов и уставных особенностей нам оказал, конечно, приснопамятный отец Спиридон (схиархимандрит Дионисий).

В партитурах лаврского обихода даны в основном праздничные песнопения. А отец Спиридон сам напевал все будничные напевы, которые использовались на простодневных службах, и тогдашний наш наместник, владыка Ионафан (который тоже был патриотом лаврского пения), записывал их на ноты. Мы это разучивали и учились исполнять на клиросе.
Сколько сейчас певчих в Киево-Печерской Лавре и каков их режим дня в монастыре?

— Певчих у нас человек по 12 на каждом из двух клиросов. Но для пения на некоторых службах мы приглашаем дополнительных певчих и даже смешанные хоры. А на братских Литургиях мы делимся и иногда поем квартетами. Большинство клиросных монахов несут параллельно еще и другие послушания. Основная часть певчих у нас — священнослужители. И, естественно, никто их не освобождает от священнических обязанностей — седмичного служения, совершения Таинств, общения с людьми.

Покойный отец Спиридон говорил, что в старой Лавре особенное внимание уделялось певчим Великой церкви (Успенского собора), так называемым великоцерковным клирошанам. Они жили в отдельном двухэтажном корпусе, который до сих пор называется певческим корпусом. И благочинному вменялось в обязанность накануне всенощных бдений проходить по корпусу и проверять, чтобы как минимум два часа каждый певчий поспал перед большой, в особенности ночной, службой.

Но сейчас таких правил уже нет. Мы сами, как можем, выкраиваем себе часы сна и отдыха.

Иеромонах Агафон (Опанасенко),  помощник благочинного Киево-Печерской Лавры

 

— Как становятся послушниками Лавры?

— Некоторые приходят с рекомендацией приходского священника, другие идут лишь по зову сердца, кто-то приходит на время потрудиться во славу Божию (это наши трудники), а потом нередко решает остаться в монастыре, чтобы послужить Господу в иноческом чине.

Человек сам показывает своей жизнью — достоин ли он подвизаться в монастыре, сможет ли он.

От новоначальных требуется посещать братские молитвенные правила, выполнять послушания, учиться смирению. Одним словом — быть порядочным христианином.

— А кто принимает в послушники?

—  По благословению нашего наместника владыки Павла, Духовного собора и отца благочинного, я общаюсь с теми, кто хочет быть послушником. Далее согласовываем этот вопрос со Священноначалием и принимаем.

 

— Существуют ли возрастные ограничения для поступающих в обитель? И откуда приезжают?

— Принимаем с 20 лет и старше, но есть послушники и за 40–50 лет. Приезжают из разных регионов Украины, есть из России, Казахстана.

 

— Кто принимает решение о постриге в монашество?

— Это уже решает отец благочинный, Духовный собор, а решение утверждается владыкой наместником и Блаженнейшим Митрополитом Владимиром — настоятелем нашей Лавры.

 

— По прошествии какого-то времени?

— Постригаем мы, конечно, не сразу. Между принятием в послушники и постригом обычно проходит около пяти лет, хотя могут постричь и раньше. Здесь тоже смотрят на отношение человека, на его поведение, достоин ли он принятия в иноки, или же ему пока еще стоит испытать себя.

 

— А сколько у вас сейчас братии?

— В нашем монастыре более 100 монахов, 30 послушников, около 15 трудников и один схимник — отец Рафаил.

 

— Какие послушания существуют в монастыре?

— Послушники и трудники могут быть пещерниками (то есть иметь послушание в пещерах), дворниками, нести послушание на кухне, на просфорне, в иконописной мастерской. Кроме того, братия несет послушания в алтаре, в издательстве Лавры, в библиотеке, в саду.

 

— Киево-Печерскую Лавру постоянно посещают туристы, да и сам монастырь находится практически в центре столицы. Не мешает ли это монашеской жизни — братии?

— Каждый послушник и каждый инок пришел сюда по зову своего сердца и по Божию призванию. И он должен понимать, что смотреть нужно только на себя, а не замечать все вокруг, не вникать в мир. Нужно стараться отрешиться от того мира, из которого человек пришел в монастырь. Несмотря на то, что в Лавру приходит множество людей, приезжают многочисленные паломники и бывает немало искушений, послушники и братия стараются вести себя достойно этих святых стен, избегать лишних отношений с людьми и больше внимать своему сердцу.

 

— Есть ли в монастыре свои постоянные прихожане?

— Конечно, есть. Некоторые ходят к нам еще со времен возобновления монашеской жизни в Лавре, с1988 г. Есть даже прихожане, которые помнят Лавру до закрытия, были в ней прихожанами и знают еще тех старых монахов, живших здесь до1961 г.

К постоянным прихожанам с каждым годом добавляются новые люди, приходит много молодежи. И это радует.

Беседовал Олег Карпенко

Читайте про лавру тут:  http://churchs.kiev.ua/

 

2 Responses to КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА СЕГОДНЯ

  1. Алексей:

    Спаси Господи.
    Преподобнии отцы наши Печерские, молите Бога о нас!

  2. Валерия:

    Граждане монахи! Я жалуюсь на монахов голосеевсих, которые не отвечают на вопросы, которые я им задала по эл. почте, а именно? «Уважаемые братья! Я та девушка, которая ходила в монастырский храм на службу в 1998-2002 гг, которая однажды принесла пакет книг на сожжение (после слов о. Павла (Виктора Батанова), что Матерь Божия не войдёт в келию если в книге хоть одна еретическая строчка есть) и вместе с ним отдала случайно на сожжение свою диссертацию, которая один раз привезла для отца Исаакия икону Божией Матери старого письма, у которой не было покрывала на голове, кто-то назвал её «Скорбящая» (наместник сказал послушнику отнести её куда-то). Первый раз исповедовалась у о. Кукши. Мне нужно выяснить где он, говорил ли он при Вас, как при мне, что «Сначала раб, потом — сын, потом — Бог». Я знаю, что одно время он жил в Киево-Печерской Лавре. На Пасху 2003 г. спросил меня что-то типа «Ты Скоропослушница?», в т. ч. и этот вопрос привёл к плохим последствиям. Также меня интересует может Вы не сожгли мою диссертацию, где-то у Вас хранится? И также что с иконой, нормально ли к ней относятся? Ципура Валерия. P.S. Обычно о. Исаакий меня принимал грубо и плохо со словами: «Иди откуда пришла», «иди своей дорогой» и т. д. Прошу на этот раз вести себя скромно и ответить на мои вопросы по существу.» Прошу Вас ответить на вопросы где сейчас монах Кукша, говорил ли он: «Сначала раб, потом сын, потом Бог», про Скоропослушницу,а также находится ли при монастыре монахиня или трудница Ипатия, я с ней познакомилась в апреле 2003 г, она также способствовала моему сумасшествию, сравнивая мой приход к ней явлению ей, как она утверждала, Матери Божией.

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика