Форпост…  «Передовая укрепленная позиция», — так говорили мы ДО. «Монастырь и детский приют на границе с Румынией», — так заговорили ПОСЛЕ. Между ДО и ПОСЛЕ лежит киноистория, искусно рассказанная Михаилом Шадриным. Ее герои — монахи и дети. Они живут в мире, построенном на человеческом страдании. Они живут в мире, переполненном любовью и радостью.
Этот мир я увидела полгода назад с экрана своего компьютера, а на днях погрузилась в него вживую. Под руководством Алины Недашковской, руководителя волонтерского направления по работе с детскими домами, группа волонтеров из десяти человек отправилась на юго-запад Украины, в Черновицкую область, в Свято-Вознесенский мужской монастырь, на базе которого основан детский приют. Это была уже третья поездка, осуществленная ребятами за последний год. Я же ехала впервые и не могла до конца поверить в грядущее чудо знакомства с полюбившимися по фильму людьми.

Степа

Мальчик без рук. Человек, которому врачи отмерили срок жизни не более 13 лет. Через три месяца у него праздник. День рождения. Девятнадцатилетие. Он любит поэзию. Вдохновенно читает и любит стихи, особенно протоиерея Николая Гурьянова. Говорит о Боге и не может понять, почему люди грустят, впадают в уныние, если вокруг «летают птицы и пахнут ландыши».

Рома

Местная «звезда» и всеобщий любимец. Он передвигается на инвалидном кресле, а иногда устраивает с друзьями по несчастью гоночные заезды на колясках. Рома играет на синтезаторе, поет и радушно встречает гостей, щедро делясь с ними своим талантом.

Глеб

Мальчик с глазами, которые не видят, ушами, которые не слышат. Его язык не произносит слов, ноги — не ходят, а тело подвергается приступам эпилепсии. Но у него есть сердце, которое слышит и видит, очень чутко реагируя на душевные вибрации человека, находящегося рядом.

* * *

Глядя на бездну страдания, обрушившегося на плечи этих детей, невольно задаешься вопросом «почему?», «…кто согрешил, он или родители его?» (Ин. 9: 2). Но мы не найдем причин заболеваний этих Божиих созданий. Не доберемся до источника их горя и слез. Да и должно ли нам задаваться вопросом «почему?» Может, правильнее спросить «зачем?» Только тогда рождается ответ и приходит понимание.

Страданиями этих детей спасаются десятки, сотни, а может, и тысячи людей. Они, как звонкие колокола, пробуждают наши сердца от душевной дремоты; как святая вода, смывают с наших душ пыль сытого, праздного, беспечного существования. Они разбивают наш щит равнодушия и, как горящие свечи, растапливают заледенелые сердца. Их боль исцеляет нас. Их не видящие глаза нас учат видеть. Их глухота заставляет нас прислушаться друг к другу. Их немота развязывает наши уста, чтобы успеть сказать главное. У нас есть руки и ноги, но куда мы их направляем, что берем с собой в путь? У них нет рук и ног. И у них не стоит вопрос «Куда идти?». За свой недолгий детский век эти сердца вполне осознанно выбрали дорогу к Храму. Храму своей души, в глубине которой живет Бог.

Вспоминаются слова Христа: «если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф. 5: 30). Метафорический смысл этой фразы вдруг обретает новые черты. Человек, когда рождается физически, претерпевает много боли. Страдает и мать, и ребенок. Наше духовное возрождение также не обходится без мук. И здесь, вместе с нами, страдает и плачет наш Небесный Родитель, который вынужден попускать нам скорби. Просто иначе мы не желаем ЖИТЬ, добровольно обрекаем себя на вечную гибель. Человек слепнет от житейского благополучия. И для Царства нет пространства в сердце. Все заполнено преходящим. Нет места для вечного. Страдание же спасает человека. Выводит за рамки самого себя, учит доверию, состраданию, любви, терпению и смирению. Оно освобождает в душе то самое необходимое пространство для Чуда, коим становится Бог. «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю» (Откр. 3: 19). Как бы запомнить эти слова Христа? Как не забыть о них в минуты, когда будет по-настоящему больно? Как ответить на страдание благодарностью? Искренней благодарностью Богу…

Дети научились это делать. Они научились жить настоящим. Научились не заботиться о завтрашнем дне. Они не задают вопрос «за что?». Они благодарят Бога за то, что есть. Их «неполноценная» жизнь является образцом полноценности для многих из нас. Перед лицом этих детей наша мнимая «полноценность» обращается в прах.

Спасибо вам, дети, за глоток чистого воздуха. Дай вам Бог терпения, сил, любви и веры, чтобы продолжить достойно вами начатый путь Жизни.

Особая благодарность отцу Михаилу, всей братии Свято-Вознесенского монастыря и матушкам Боянского монастыря, ухаживающим за детьми. Вашими силами, вашими молитвами дети обретают то главное, чего были лишены с рождения.

И спасибо Господу за возможность повстречать на своем жизненном пути людей, примеру которых хочется следовать.

 

Ольга Стоянова,

волонтер молодежного
движения

«Молодость неравнодушна»

 

 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика