«Правда ли, что при рождении человека Господь дает ему судьбу?»

Татьяна

 Отвечает протоиерей Игорь Рябко:

 

— Церковь отрицает учение о фатализме, т. е. веру в неотвратимость судьбы. Если бы Господь заранее распланировал жизнь человека и все, что в ней должно произойти, то какой смысл было бы давать заповеди, увещевать, говорить о необходимости молитвы, которая предполагает изменение какого-то хода событий? Бог дал человеку бесценный дар — свободу выбора, и человек сам строит свою судьбу, исходя из того, что выбирает в этой жизни. С другой стороны, по отношению к каждому человеку есть Промысл Божий, когда Бог-Любовь устраивает человеческие судьбы. Вопрос о том, каким образом соотносятся между собой Промысл Божий и свобода нашего выбора, является одним из самых сложных в богословии и не имеет четкого и определенного ответа. Это связано с тем, что мы не можем логически осмыслить и вывести «закономерную» формулу того, как Бог промышляет о человеке. Понимание этого выходит за пределы и возможности человеческого разума. Преподобный Антоний Великий, думая над этим вопросом, был остановлен Ангелом, который сказал, что подобные размышления являются душевредными для подвижника. Можно предположить, что Промысл Божий о человеке идет не впереди, а позади нашего свободного выбора. Иначе говоря, первичен наш выбор, а «вторичны» реакция Бога на наш выбор и Его промышление о нас. Учитывая, что Бог заранее знает, какой выбор мы совершим, вопрос о соотношении свободы и Промысла является неразрешимым в пределах нашего понимания и земной истории.

 

 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика