Самая массовая религия в России — Православие: 6 9% опрошенных считают себя ее последователями, 5 % составляют мусульмане, сообщает интернет-портал «Православие и мир». Таковы результаты опроса, проведенного Аналитическим центром Юрия Левады. К другим конфессиям и религиям (католицизм, протестантизм, иудаизм и др.) относят себя не более 1 % респондентов к каждой.
С 2007 г. количество православных в стране увеличилось на 13 %, а мусульман — на 2 %, сообщили социологи. Число неверующих в стране сократилось в целом с 33 % до 22 %, а за последние 20 лет — почти втрое. В 1991 г. этот показатель составил 61 %.
При этом службы еженедельно посещают только 3 % из 1600 опрошенных. Ежемесячно бывают в храме 7 %, а раз в году — 11 %. Никогда не посещают службы 47 %. Сравнение полученных данных с аналогичными параметрами исследования 2007 г. показывает, что частота посещения богослужений возросла. В 2007 г. тех, кто никогда не ходил на службы, было почти 60 %.
Не причащаются 65 % россиян. Один или несколько раз в году — 17 %. Этот показатель за 20 лет вырос более чем в три раза. 1 % из числа опрошенных причащается практически каждую неделю.
Принадлежность к Православной Церкви (о чем заявляют большинство участников социологических опросов в России) не предполагает религиозной практики, в большинстве случаев не имеет отношения к повседневной жизни и никак не сказывается на взаимоотношениях людей. Такой вывод делают известные социологи: директор Аналитического центра Юрия Левады Лев Гудков и руководитель отдела социально-политических исследований этого же центра Борис Дубин, передает «Благовест-Инфо».
Лев Гудков привел ряд характеристик российского большинства, которое считает себя православным. В числе «сильнейших парадоксов» исследователь называет, то, что только 2/3 (55 %) православных верят в Бога. Последние «замеры» показывают, что 34 % из них (из 55 %) не сомневаются в существовании Бога, а 21 % — верят, но сомневаются.
По данным соцопросов, большая часть православных не молится, не знает основных христианских молитв, а из таинств или обрядов Церкви для них являются значимыми только Крещение и отпевание. Менее 1/3 православных родителей говорят с детьми на религиозные темы. Как добавил Б.  Дубин, не причащаются 62 % из этого большинства.
В России доля верующих и при этом бывающих в храме более одного раза в год — 20 %, тогда как в США этот показатель составляет 57 %, в Италии — 61 %, в Польше — 78 %.
Второй «парадокс», описанный Л. Гудковым, — это отношение к смерти, не свойственное религиозному сознанию. Тема смерти является «почти закрытой для большинства населения», она вытесняется из массового сознания и табуируется, обсуждение темы становится «почти неприличным». Согласно данным «Левада-центра», в 1991 г. 27 % православных свидетельствовали о вере в жизнь за гробом, в 2008 г. их число снизилось до 17 %. В существование рая верят 41 %, ада — 48 % православных, столько же верят в религиозные чудеса. «Таким образом, для большинства православных проблематика путей к вечной жизни оттесняется на задний план, является совершенно не актуальной», — считает социолог.
Эксперты делают вывод: «Возможность идентифицировать себя с православным большинством снимает необходимость собственной душевной работы, любую личную ответственность и саму проблематику этического выбора, резко упрощая восприятие реальности» (Л. Гудков). Ему вторит Б. Дубин: «Постсоветский человек тоскует по целостности, а РПЦ в массовом сознании представляет такую целостность, поэтому люди заявляют о принадлежности к ней. Налицо демонстрация веры — без каких бы то ни было обязательств, без индивидуального включения, вне всякой связи с общиной верующих. Демонстрация принадлежности к Православию никак не связана с повседневной жизнью, не побуждает к реальному изменению поведения, отношения к другим людям».
 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика