Храм Киевских духовных школ, расположенный на территории Киево-Печерской Лавры, был возведен в XVII в. и освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы. О том, как студенты учатся говорить проповеди, почему в академическом храме молится грузинская община, как получилось, что в монастырском храме можно венчаться, и как проходит Литургия для глухонемых, рассказывает архимандрит Маркелл (Павук), проректор по воспитательной работе КДАиС.

— Отец Маркелл, как сегодня устроена приходская жизнь храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы? Кто его прихожане — только ли студенты и преподаватели академии? Обязательна ли для преподавателей Киевских духовных школ молитва на Литургии именно в этом храме?

— Академический храм — один из самых красивых в Лавре. Он построен в 1696 г. на возвышенности около входа в Дальние пещеры, рядом с монастырским кладбищем. Xрам небольшой, но намоленный и уютный, и сюда на службы стекаются люди со всего Киева, поэтому в воскресные и праздничные дни места для студентов в храме не остается. Из студентов здесь присутствуют лишь хористы, поющие на верхнем клиросе, пономари и чтецы. Остальные студенты молятся в более просторном Трапезном храме верхней Лавры. А в будние дни все студенты (более 300 человек) собираются в академическом храме для вечерней молитвы. Помещаются, надо сказать, с трудом. Также в будние дни за вечерним и утренним богослужением в академическом храме несут послушание студенческие певческие группы. Очень любят наш храм и молятся в нем многие преподаватели семинарии и академии, но некоторые предпочитают другие лаврские или городские храмы. Каждый имеет полную свободу выбора.

— Можно ли говорить о том, что при храме имеется приходская община? Кто занимается ее окормлением?

— Большинство наших прихожан знают друг друга, общаются вне храма, то есть можно сказать, что при храме сформировалась небольшая дружная приходская община. Все прихожане регулярно исповедуются. Чуть ли не половина прихожан — духовные чада нашего проректора по учебной работе архимандрита Климента. Прихожане помогают в организации быта и досуга семинаристов. Так, благодаря финансовой поддержке некоторых из них, в прошлом году удалось организовать поездку целого класса семинарии на Афон. Также благодаря помощи прихожан студенты выезжали в паломничество по монастырям Буковины, Крыма. Часть прихожан окончила четырехгодичные катехизаторские курсы при академии. Так что паства академического храма не только дружная, но и одна из самых просвещенных в Киеве.

— Именно в этом храме молится грузинская община? Как выстраивается ее взаимодействие с Лаврой? Что дает близость такой общины студентам академии?

— Да, два года назад в нашем храме по субботам совершала богослужение грузинская община. А сейчас Лавра предоставила грузинской общине более просторный и недавно отреставрированный храм в честь Всех преподобных отцев Киево-Печерских в районе Ближних пещер Лавры. Там грузинские прихожане имеют возможность молиться не только по субботам, но и в воскресные и праздничные дни. Это очень благотворно влияло на всех наших студентов, ибо таким образом все воочию убеждались во вселенском характере Православия. Посещают богослужения как грузины, так и почитатели мелодичного древнего грузинского церковного пения.

— Академический храм во многом — храм учебный. Одна из особенностей вашего храма — то, что во время Литургии проповедей бывает две — преподавательская и студенческая. Как возникла такая традиция? Что она дает студентам? Обязательно ли обе проповеди перекликаются между собой?

— В нашем храме за Божественной литургией произносится иногда даже не две, а три проповеди: кроме преподавательской (сразу после чтения Евангелия) и студенческой (после запричастного стиха и 33‑го псалма), за отпустом Божественной литургии бывает еще и проповедь предстоятельская. Обычно ее произносит предстоящий на Божественной литургии владыка ректор или проректор. Возможно, не в последнюю очередь благодаря этим проповедям наш храм так любят киевляне. Многим нравится академический и при этом исполненный живой образности стиль преподавателей-проповедников. Проповеди чаще произносятся на русском языке, украинский предпочитают студенты родом с Волыни и из других регионов Западной Украины (но не только оттуда). Чтобы избежать повторов, проповедники заранее обговаривают, кто будет говорить проповедь на тему Евангельского зачала, а кто — на тему из Апостола или на свободную тему.

— Как преподаватель, что Вы советуете тем, кто готовит проповедь? Возможно ли просто прочитать готовый текст, или проповедь должна «родиться» уже на Литургии?

— Выдающийся профессор В. Ф. Певницкий, который более полувека преподавал гомилетику в старой дореволюционной Киевской духовной академии, учил, что главное в проповеди — это воодушевление. А воодушевление возникает тогда, когда проповеднику есть о чем сказать, когда он сам выстрадал какую‑то важную мысль, достойную того, чтобы поделиться ею с другими. Только так получается хорошая проповедь. Именно это я стараюсь внушать нашим студентам на занятиях по гомилетике. Кроме того, я настраиваю их на то, чтобы они всегда серьезно работали над стилем, готовясь ко всякой проповеди, чтобы не были компиляторами, подражателями, а вырабатывали свою собственную, соответствующую личному опыту, проповедническую манеру. По этой причине не допускается чтение чужой готовой проповеди. Я также предостерегаю студентов от самонадеянности: готовиться к проповеди между делом, «на ходу» могут дерзать только маститые проповедники, после многих лет пастырского служения. Лучшая импровизация та, которая заранее подготовлена. Это признавал даже такой популяризатор импровизированной проповеди, как архиепископ Харьковский Амвросий (Ключарев). Далеко не всякому даже из многоопытных пастырей дано произносить проповеди экспромтом — для этого требуется особое дарование. Чтение проповеди с листка в нашей духовной школе не приветствуется, потому что такую проповедь прихожанам труднее воспринимать на слух. Это может свидетельствовать и о лености проповедника. Бывает, что кто‑то из студентов плохо подготовит проповедь и с большими паузами «вымучивает» ее. Когда случается такая неудачная проповедь, прихожане или студенты (за вечерней молитвой) стараются как‑то поддержать проповедника, многие зримо сопереживают ему и молятся за него, и это выглядит подчас очень трогательно.

— В вашем храме служат литургии для глухих. Как это выглядит, то есть чем Литургия для глухонемых отличается от обычной? И почему для всех студентов Киевских духовных школ обязательно изучать язык глухонемых?

— Основы жестового языка — это предмет, который семинаристы изучают в 4‑м классе семинарии. С одной стороны, этот предмет развивает чувство сострадания к людям, лишенным слуха, а с другой — язык жестов в какой‑то мере может быть полезен для будущих проповедников Слова Божия и в том смысле, что он помогает им выработать навыки правильной, не противоречащей церковному стилю, жестикуляции. Литургия для глухонемых служится так же, как и для обычных христиан, только рядом с алтарем стоит сурдопереводчик и при помощи жестов переводит все возгласы священника на язык, который понятен глухонемым.

— На академическом сайте и на официальном сайте Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры очень мало сказано о новейшей истории храма. Можно попросить Вас немного рассказать о том, при каких обстоятельствах здание храма было возвращено Церкви? С какими трудностями пришлось столкнуться при этом?

— Храм был возвращен Церкви в год тысячелетия Крещения Руси, когда передали в церковное пользование часть нижней Лавры. Он был в ужасном состоянии. В 1992 г. его отреставрировали, расписали, и после этого он стал академическим.

— Не было ли со стороны насельников Лавры недовольства тем, что один из храмов, расположенных на территории монастыря, будет, если можно так выразиться, не вполне монастырским? Ведь в настоящее время в нем совершаются Таинства, которые не совершаются на территории монастырей — Венчания, Крещения…

— Все проблемы между Лаврой и академией разрешаются в духе любви. Можно сказать, что обе они пребывают в гармоничном единении. Ныне уже трудно себе представить академию без Лавры и Лавру без академии. Мы вместе молимся за богослужениями. Часто Лавра оказывает академии материальную поддержку. Надеемся, что это сотрудничество со временем еще более углубится, и в Лавру из духовных школ будут приходить новые и новые образованные послушники, которые привнесут в монастырскую жизнь нечто доброе. А из числа лаврской братии у нас появятся искусные преподаватели, которые будут читать не только теоретическое богословие, но и практическое. Надеемся также, что скоро под аудитории нам отдадут те корпуса верхней Лавры, в которых ныне находится светское учебное заведение, не имеющее никакого отношения к Церкви. Пока же наша духовная академия в Лавре пребывает в тесноте, хотя и не в обиде.

— В продолжение разговора о венчаниях — только ли студенты академии могут повенчаться в этом храме и окрестить своих детей либо стать восприемниками, или это доступно всем?

— Указанные требы доступны не только для студентов духовных школ, но и для всех желающих. С одной стороны, это материальное подспорье для живущих в Лавре преподавателей и студентов-хористов, с другой стороны, это хорошая практика с миссионерским уклоном для всех. Обычно все присутствующие при венчаниях бывают поражены замечательным пением нашего студенческого хора. Благодаря внешней красоте пения кое‑кто из невоцерковленных начинает задумываться и о внутренней красоте духовной жизни; потом мы замечаем их на службах, а некоторые начинают регулярно посещать храм. Братии Лавры совершение треб не мешает, так как монастырь очень большой. Он занимает площадь около30 га, то есть равную целому государству Ватикан.

— Если речь идет о студентах или сотрудниках академии, существует ли традиция, что они венчаются именно в академическом храме? Кто совершает венчания? Много ли присутствует народу?

— Никто не запрещает нашим студентам венчаться в другом храме, но большинство студентов венчается в академическом храме. Обычно Венчание совершает тот преподаватель, у которого студент регулярно исповедовался и который стал его духовным отцом. На Венчание студента, кроме родных и гостей невесты, обычно приходят все его однокурсники, хор в эти дни поет расширенным составом. Так что Таинство проходит очень торжественно и запоминается на всю жизнь как яркий праздник.

 

Беседовала
Ольга Богданова
, taday.ru

Про храмы Киева читайте тут: http://churches.kiev.ua/
 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика