Говоря о семье, где нет детей, будем подразумевать не ту семью, которая по каким‑либо причинам сознательно отказывается от рождения ребенка, а ту, в которой желание иметь детей не может воплотиться.

Психологическое бесплодие

Кроме бесплодия по медицинским показаниям, специалисты выделяют психологическое бесплодие. Врачам давно известен тот факт, что сильные переживания способны расстраивать работу репродуктивной системы вплоть до полной ее остановки. Существует такое понятие, как стрессовая дисфункция репродуктивной системы. Когда женщина, находящаяся в постоянном напряжении, не может зачать ребенка.

Одна девушка обратилась к психотерапевту из‑за невозможности иметь детей. Она чувствовала, что причина — в ней самой. Специалист поинтересовался, что сейчас составляет наибольшее напряжение в ее жизни. Она не задумываясь начала рассказывать об отношениях со свекром. Сквозь слезы женщина говорила о своей беззащитности и горе. Она вспоминала о том, как обижал ее в детстве отец, вспомнила о своем детском выводе: «Быть ребенком — это ужасно». Наши детские решения и привязанности часто остаются в бессознательном, но именно бессознательное так тесно связано с телом. И героине моего рассказа бессознательно очень не хотелось иметь какое‑либо отношение к детству. Ей было неприятно вспоминать о своем детстве, неприятно думать о том, что ее ребенок может оказаться под одной крышей с ее свекром. Все это вытеснялось. Через несколько недель работы женщина узнала, что беременна. А психотерапевт услышала еще одну историю, которую рассказала девушке наблюдающая ее врач-гинеколог. Когда врач работала в родильном зале, то несколько лет не могла зачать ребенка. Будучи специалистом, хорошо понимала, что, принимая роды, находится в таком стрессовом и напряженном состоянии, что ей трудно самой ощутить радость материнства. Не всем ее коллегам это не удавалось, но у нее обстоятельства складывались именно так. Как только она перешла в поликлинику, то вскоре узнала радостную для себя новость, что ждет ребенка.

Неважно, с чем связано психологическое напряжение. Это может быть загруженность на работе и дома, переживание за близких людей. И даже страдания по поводу невозможности родить, часто перерастающие в самообвинения и аутоагрессию, тоже могут стать причиной напряжения. Такие эмоции являются мощным стрессом для женщины. Затрагиваются и высшие центры мозга, что провоцирует гормональные сдвиги, резко снижающие вероятность зачатия.

Последствия диагноза

К сожалению, иногда при медицинских причинах невозможности иметь ребенка отношения между супругами постепенно начинают ухудшаться. При этом нередко у одного из супругов, у которого выявлено бесплодие, возникает чувство вины и снижение собственной самооценки. У другого супруга может возникнуть чувство гнева. Учащаются семейные конфликты. Снижение самооценки часто связано с чувством несоответствия общепринятой норме: «Я не как все». И здесь нужно произвести акт переосмысления. Ведь само понятие «норма» означает, в первую очередь, рекомендуемое правило поведения. Да, общество, Церковь призывают иметь детей. Но не всегда мы можем выполнить то, что от нас ждут.­ Например, обществу важны активные его члены, но не все могут быть здоровы и активно включаться в жизнь общества. Есть болезни, при которых человек сам нуждается в помощи. И вот здесь нам может понадобиться искусство принимать свои немощи. И именно Евангелие говорит нам о тех, кто блажен, потому что осознал свою духовную нищету. Поэтому осознать и принять свою телесную нищету — очень даже по‑христиански. Осознать не как наказание, не как трагическую ошибку, а как некий дефицит, который есть у каждого из нас. В Ветхом Завете мы читаем о том, что Сарра не имела детей почти до столетнего возраста, и Церковь не рассматривает это как непроявление Божией любви. Протоиерей Алексий Уминский так рассуждает о пожелании Церкви своим чадам: «Мне кажется, достаточно странно было бы воспринимать слово «чадородие», сказанное в известном послании апостола Павла (см.: 1 Тим. 2: 15), как просто «репродуктивность». Ведь тогда получается, что любая языческая репродуктивность, в основе которой лежит лишь архетип продолжения рода, — спасительная. Мы знаем, что семья праведных Иоакима и Анны не была многодетной, как и семья святых Захарии и Елисаветы. Наоборот, долгое время им приходилось нести поношения за бесчадие. Но ведь утробная религиозная идея о том, что продолжение рода и есть как бы твое продолжение в вечности, для нас, христиан, неактуальна — мы ведь знаем, что спасение — это обретение Царства Небесного, как об этом говорит Новый Завет…».

Нормальный сверхчеловек

Возвращаясь к самооценке и чувству «Я не соответствую норме», можно подумать о следующем… Если сложить вместе все понятия нормы в различных областях жизни, то получится некий сверхчеловек. У него здоровое тело с развитыми «периферийными системами» и стилистически грамотная речь (ведь мы все учились в школе), у него нормальное настроение (т. е. он в хорошем жизненном тонусе) и нормальные родственники. У него нормальные условия жизни: комфортная квартира, модная машина, всеми рекомендуемая дача. В его духовной жизни нет места унынию, сопротивлению и лени… Очевидно, что понятие нормы искусственно и иногда трудно совместимо с жизнью. Тогда оно превращается в некую планку, до которой еще надо дотянуться. А ведь считается, что норма — это точка отсчета. Т. е. это нулевой уровень. И как вам вышеописанный нулевой уровень? И в то же время мы не можем отказаться от понятия нормы, т. к. именно оно формирует наши ценности. Тем не менее понятие нормы не может быть прямолинейным и однозначным. Поэтому с «нормой» всегда складываются сложные отношения. И тогда на понятие «нормальное поведение» могут наложиться «нормы возрастного развития» в виде, например, гормональных «взрывов».

Недавно услышала нотации работника ГАИ водителю, нару­шившему правила движения. «Вы ду­мали!.. Не надо думать! За вас уже подумали и расставили везде дорожные знаки, написали правила. Выполняйте и не думайте». Правда, иногда хочется так жить? Едешь себе по дороге, называемой жизнь, а там знак: «Осторожно — проблема! Это тебе за грубость. Выполни 100 поклонов, прочти три акафиста и езжай направо». Все просто и ясно, и понятно, как найти выход. Но в жизни далеко не так. Наша жизнь не протекает в одной плоскости. Она находится на пересечении различных плоскостей: духовной, душевной, физической. Она зависит от воспитания, социальных условий, мировых катаклизмов… Поэтому спутник нашей жизни — «непонимание». И, чтобы из него выйти, понадобится много времени на осмысление того, на пересечении каких жизненных дорог оказались именно вы.

Помню, как в детстве, читая повести и романы, испытывала к страданиям главных героев странную смесь из сочувствия и разочарования: «Ну что вы такие невезучие!». Наверное, мне казалось, что в своей жизни я такого не допущу. Может, я смотрела на страницы своего дневника с четверками и пятерками и думала: «Вот — нормальный жизненный итог». Но школа жизни существенно отличалась от общеобразовательной. Скорбные обстоятельства можно пытаться оценить как нормальные и ненормальные, а можно по­пытаться увидеть смысл таких событий для нашей жизни. Главное, чтобы понимание смысла рождалось из нашей души, из ее страданий, из скромного опыта богообщения, а не было просто усвоено нами из прочитанных книг.

 

(Продолжение следует)

Анастасия Бондарук

 

 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика