Создать счастливую cемью и сохранить ее под действием жизненных испытаний всегда было трудной задачей. Особенно непросто это в наши дни, когда так много соблазнов, а традиции семейной благочестивой жизни практически утрачены. Как сохранить брак? От кого зависит семейное счастье? Нужен ли супругам общий духовный отец? И в чем разница между духовником и духовным отцом? Об этом беседа с руководителем Информационно-издательского отдела Владимир-Волынской епархии протоиереем Владимиром Ровинским.

— Отец Владимир, часто люди путают понятия «духовный отец» и «духовник». Есть ли разница между этими понятиями?

— Было бы хорошо, чтобы духовник и духовный отец были в одном лице. Чаще всего так оно и бывает. Хотя нередко это могут быть разные люди. По мнению святителя Феофана Затворника и ряда других святых отцов и учителей Церкви, разница между ними состоит вот в чем. Духовник — это священник, который принимает нашу исповедь и молится о разрешении (оставлении) наших грехов. Духовный отец — это священник (а возможно, и духовно опытный монах), советами, наставлениями, предостережениями которого мы пользуемся на пути ко спасению.

 

— Какова роль духовного отца в жизни супругов и обязательно ли супругам иметь общего духовного отца и духовника?

— Потенциально роль духовного отца для семьи огромна. Если бы у нас было побольше отцов, способных духовно окормлять семьи, у нас было бы больше и настоящих православных семей… На практике, к сожалению, в лучшем случае только один из венчанных супругов воцерковлен на­столько, что осознанно ищет руководства в духовной жизни. Второму супругу достаточно от священника роли духовника, в той форме, о которой упоминает святитель Феофан: принять Таинство Исповеди и помолиться о разрешении грехов. Мне иногда приходилось наблюдать, как супружеские пары избегали исповедоваться у общего духовника или осознанно утаивали при этом ряд грехов. Нельзя нам забывать, что тайна исповеди неприкосновенна, и пастырь не вправе ее открыть даже под страхом смертным. Хотя бывают другие ситуации. Например, еще до свадьбы будущие супруги окормлялись у разных священников. После Таинства Венчания один из них принимает духовного отца своего супруга в качестве духовника, а за советом и наставлением в духовной жизни продолжает обращаться к прежнему батюшке. Супругам хорошо иметь общего духовного отца, ровно настолько, насколько у них общие цели и задачи семейной жизни. Если цель христианской семьи — наследование жизни вечной, то одно из средств ее достижения — общий указатель к оному — духовный отец для обоих супругов.

 

— А если сложилось так, что в семье у мужа и жены разные духовные отцы и их мнение вступает в разногласие?

— Во-первых, необходимо известить духовного отца о мнении духовника супруга по проблематичному вопросу. Опытный священник всегда будет считаться с реальной ситуацией, которая сложилась в семье, в том числе с мнением другого духовника. Во-вторых, в вопросах устроения духовной жизни семьи духовники должны руководствоваться не столько своим мнением, сколько Евангелием и учением Церкви. Поэтому особых разногласий тут быть не должно. В-третьих, супруги не освобождаются от личной ответственности за жизнь своей семьи. Поэтому, рассматривая и учитывая мнение духовника, они должны самостоятельно принимать решение.

 

— Бывает, что супруги преувеличивают роль духовника и пытаются переложить на него решение своих семейных проблем…

— А не надо преувеличивать. Вот если бы эти супруги жили в монастыре, где есть старцы, которые умело ведут ко спасению, а они в качестве послушников ради этого спасения предавались абсолютному и безусловному послушанию, — тогда можно говорить о полном отсечении своей воли, и это было бы на пользу душе послушника. Но поскольку мы говорим о жизни в миру и желании устроить семейную жизнь на духовных началах, то здесь надо помнить о личной ответственности за семью, которую ты создал и за которую дашь ответ. Не должны здесь и духовники допускать чрезмерного руководства делами чужой семьи. Руководство должно касаться, главным образом, вопросов духовной жизни. Не стоит, например, благословлять, в какой цвет красить забор на даче и сколько раз в году посещать любимую тещу.

— Отец Владимир, во многих семьях возникают ситуации, когда один из супругов отказывается приступать к любому, даже незначительному, делу и принимать какое‑либо решение, пока не получит на это благословение священника, а муж или жена против такой позиции. Возникают сложности и конфликты. Как правильно поступить?

— Поступить надо так, чтобы в семью возвратить мир и согласие. В обязанности духовника не входит благословлять или не благословлять «любое дело» и «любое решение». Плох тот духовник, который такие функции на себя возлагает, вдвойне плохо то чадо, которое от духовника того требует. Вообще, наличие духовного отца у супругов должно не осложнять отношения между ними, а, наоборот, способствовать их улучшению.

 

— Насколько, по Вашему мнению, допустимо вмешательство духовника в интимную сферу жизни?

— Мне кажется, если человек в Таинстве Исповеди кается, упоминая о той или иной стороне интимной жизни, духовник должен от чего‑то предостеречь, в чем‑то напомнить нормы евангельской морали.

Скажу более, если духовнику на исповеди, например, открывается грех прелюбодейства, т.е. супружеской измены, он обязан уврачевать духовную болезнь епитимией и отлучением от Причащения до искреннего раскаяния и оставления этого греха. Если духовник окормляет обоих супругов, он вправе подсказать им о желательности воздержания в супружеской жизни в определенные дни. Но все это не должно выходить за рамки, предписанные апостолом Павлом: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7: 5). С другой стороны, духовнику негоже диктовать супругам, простите, «как, когда и сколько».

 

— Известны случаи, когда духовники благословляют разводиться или жить супругам как брату с сестрой. Допустимо ли это?

— Я слышал о таких случаях. Знаю, что есть действительно такие ситуации, когда неотвратимой становится необходимость разводиться — это допускают и церковные правила. Дальнейшая совместная жизнь может привести к духовной погибели обоих супругов. Поэтому не спешу осуждать все благословения такого рода. Но, как я понимаю, здесь вопрос ставится об ином — некоторые духовники вообще считают брак делом скверным и недостойным своих «высокодостойных» ду­хов­ных чад. Безусловно, такой подход недопустим. Он противоречит учению Церкви. В Священном Писании сказано однозначно: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк. 10: 9). Обязанность духовного отца — учить, наставлять, но не приказывать, не ломать волю своих чад.

 

— Насколько значимо слово духовного отца в принятии решений супругами?

— Слово духовного отца должно быть значимым. Но оно должно быть в то же время мудрым, трезвым, взвешенным, ответственным, кротким и главное — рекомендательным. Помните, как в Евангелии: когда Христос оглашал Заповеди Блаженств, то не приказывал, не ломал волю Своих слушателей, а как бы советовал, желал им счастья (а слово «блаженный» на церковнославянском языке означает то же самое, что в современном русском языке слово «счастливый»). Вот такой подход и должен стяжать духовный отец по отношению к своим чадам. А супруги должны прислушиваться к совету духовного отца и самостоятельно принимать решение.

 

— Какова же основная задача духовного отца в православной семье?

— Быть на жизненном пути семьи тем придорожным столпом, который верно указывает направление ко Христу и жизни вечной. Эта мысль будет согласна и со святыми отцами, которые видели в духовном отце «указателя» ко спасению, а в старце — «водителя». Не надо от духовного отца требовать роли старца. Старец может быть там, где есть послушник, который готов полностью предать свою волю в руки старца, способного привести эту душу в Царство Небесное. А поскольку мы, в условиях семьи, не сможем быть такими послушниками, то будем руководствоваться советами духовного отца и брать на себя ответственность за принятие решений.

 

— Что, на Ваш взгляд, является главным в отношениях между супругами?

— На мой взгляд, любовь… жертвенная.

Беседовала

Наталья Ермакова,
журнал «Самарянка»

 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика