В 1551 г. братия Старицкого Успенского монастыря решала вопрос о том, кому быть новым настоятелем обители. Прения быстро прекратились, когда речь зашла об известном своей благочестивой жизнью иноке Иосифо-Волоколамского монастыря Германе. Он был родом из Старицы и происходил из дворянской семьи Полевых. Монашество принял в юном возрасте, а постригал его игумен Гурий, будущий архиепископ Казанский. В монастыре Герман занимался книгописанием, был знаком с преподобным Максимом Греком, пребывавшим в стенах обители под арестом. Послушание архимандрита Старицкого Успенского монастыря праведник нес недолго — два с половиной года. Это время он посвятил заботам как о внешнем, так и о внутреннем благоустройстве монастыря. Увещевал строго соблюдать иноческие обязанности, ввел в обители устав преподобного Иосифа Волоцкого. Однако любовь к уединенным подвигам заставила святого вернуться в Волоколамский монастырь и заняться обычным иноческим деланием. Обязанности настоятеля Герман передал иноку Иову, впоследствии первому Московскому патриарху, подвижнику и страдальцу за Русскую землю. Вернувшись в свою обитель, праведник вместе со своим отцом, иноком Филофеем, который подвизался в том же монастыре, принял участие в Московском Соборе 1553 г. Собор осудил ересь Матфея Башкина, отрицавшего веру во Святую Троицу, а для вразумления еретика послал его в Волоколамскую обитель к преподобному Герману, известному своей святой жизнью.
В 1555 г. Казанское ханство было присоединено к крепнущему Московскому государству. Новую епархию возглавил бывший игумен Волоколамского монастыря — архиепископ Гурий. Для развития миссионерства в г. Свияжске была устроена Свято-Успенская мужская обитель, настоятелем которой, по благословению святителя, был назначен монах Герман. В скором времени из камня были выстроены собор, колокольня, монашеские келии. Занимая высокую должность настоятеля, праведник жил в тесном помещении под соборной колокольней. Главным его делом стало собирание книг в монастырскую библиотеку. Очень скоро Свияжская обитель просияла своими первыми успехами в деле просвещения Казанского края.
В 1564 г. скончался архиепископ Гурий. Продолжателем его дела на Казанской кафедре стал архиепископ Герман. Недолгое служение праведника запомнилось его заботой о храмах молодой епархии и о просвещении края. Уже в 1566 г. владыка был вызван в Москву по приказанию царя Иоанна Грозного. Святителю почти в ультимативной форме было предложено занять митрополичьи покои и нести послушание Московского митрополита еще до возведения в сан. Став свидетелем многих преступлений, Герман начал увещевать царя. «Ты еще не возведен на митрополию, а уже отнимаешь у меня свободу», — передал Грозный архиепископу через своих любимцев и приказал держать святителя в Москве под наблюдением, изгнав с митрополичьего двора. Через два года святитель Герман скончался. Мощи праведника сначала были захоронены в московском храме во имя святителя Николая Гостунского, а в 1592 г., по просьбам жителей Свияжска, были перенесены в местную Успенскую обитель. Святые останки Божия угодника лично встречал святитель Гермоген, митрополит Казанский, будущий Московский патриарх.
Подготовил Андрей Гор
 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика