Часть II. Со времен основания Священной Римской империи до наших дней

Первые века Священной Римской империи. Вормсский конкордат

В936 г. в Ахене был избран на трон и помазан совместно двумя архиепископами (Майнцским и Кeльнским) король Оттон I. Мятежные герцоги (в том числе брат короля Генрих), которых поддержала часть высшего духовенства, были разбиты правителем поодиночке.

С целью ужесточить контроль над Церковью Оттон I создал т. н. «Имперскую церковь», которая превратилась в главную опору королевской власти в Германии. Оттон поручил епископам заняться обращением славян к востоку от империи, продолжая силой захватывать их земли. Это сопровождалось энергичной миссионерской деятельностью в Венгрии и Дании. В дальнейшем германская политика «Drang nach Osten» («натиск на Восток») становится традиционной. Так как епархии Зальцбурга и Пассау, действующие еще со времeн Карла Великого не принесли ожидаемых плодов, Оттон I учредил еще Хафельбергскую и Бранденбургскую, а в968 г. сразу пять миссионерских кафедр вдоль течения Лабы: Ольденбургскую, Староградскую, Мышенскую, Житицкую, Мерзебургскую. Теперь все основные полабские племена получили «своего» епископа, но, в отличие от миссии Кирилла и Мефодия в Великой Моравии столетием ранее, с ничтожным результатом. В том же году Магдебург стал архиепископством, которое координировало миссионерскую деятельность всех «славянских» епархий. Первым архиепископом Магдебурга стал Адальберт (†981). Главное его достижение — организация знаменитой школы, воспитанниками которой были многие в будущем выдающиеся личности, такие как архиепископ Адальберт Пражский, погибший от рук пруссов, Бруно Кверфуртский, также миссионер пруссов и мученик, хронист Титмар Мерзебургский, оставивший описание Киева времен князя Владимира.

Оказав помощь папе Иоанну XII против короля Италии, своего вассала, Оттон I добился давно желаемого — 2 февраля962 г. в Риме папа возложил на него императорскую корону. Так образовалась Священная Римская империя. Вскоре возник острый конфликт между папой и императором, осуществлявшими верховную духовную и светскую власть, но оспаривавшими прерогативы друг друга. Этот конфликт на века стал перманентным для империи. К тому же в результате восстания983 г. большая часть полабских славян надолго освободилась как от германского господства, так и от латинского клира. Были разрушены храмы и монастыри, осквернены мощи святых, духовенство перебито или уведено в плен, повсеместно восстановлено «бесовское служение».

В 1007 г., при Генрихе II Святом, было основано  Бамбергское епископство, ставшее важным политическим и культурным центром Франконии. Генрих II активно участвовал в реформировании церковной жизни и во внедрении некоторых аспектов клюнийской реформы, особенно жестко он добивался введения бенедиктинских уставов в монастырях. В этом ему верным помощником стал епископ Падерборна Майнверк, товарищ по монастырской школе в Хильдесхайме, где воспитывался будущий император. Занятый затяжной и неудачной войной с польским князем Болеславом Храбрым, Генрих долго не мог занять императорский престол. Только после похода в Италию в феврале 1014 г. в Риме папа Бенедикт VIII короновал Генриха, причем во время торжественного пения Credo на коронации впервые к Символу веры было присоединено filioque.* Многие исследователи именно с коронацией Генриха II связывают введение филиокве в Символ веры Католической Церкви. Вплоть до этого тезис о filioque считался положением так называемого «германского богословия». Из Испании, где в целях борьбы с арианами-вестготами filioque было зафиксировано еще на третьем Толедском поместном соборе589 г., он постепенно проник в государство Каролингов. Император Карл Великий в809 г. собрал Собор в Ахене, который постановил, что «Святой Дух нисходит не от одного Бога-Отца, но и от Сына». Впоследствии Карл активно пытался навязать это добавление папам, хоть тогда и без успеха.

Как известно, принятие filioque Римом стало одним из поводов раскола в1054 г. Церкви на Православную и Католическую. Это произошло при Генрихе III Чeрном, который запретил отчуждение церковного имущества и призвал некоторых епископов к ответу за симонию и нарушение целибата. Его сын и преемник Генрих IV ввязался в длившуюся полвека и истощившую обе стороны борьбу с папой-реформатором Григорием VII за инвеституру — право вводить в должность епископов. Генриху пришлось потерпеть в1077 г. унизительное поражение и молить понтифика о прощении, придя босым в замок Каносса, где папа тогда находился. Генрих много строил, при нем завершен кафедральный собор в Шпайере, а в последние годы жизни он начал возводить собор в Майнце. При его сыне Генрихе V и папе Каликсте II был заключен Вормсский конкордат1122 г., более выгодный папе, чем императору. По его условиям избранные прелаты получали духовную инвеституру, т. е. возводились в сан от папы, а право на земельный лен  (земли, пожалованные в наследственное владение) — от императора.

 

Крестовые походы. Немецкая Церковь и «Drang nach Osten»

 

Столкновения продолжались и после заключения Вормсского конкордата. Фридрих I Гогенштауфен (Барбаросса) ровно через сто лет после Генриха IV получил свою Каноссу – был вынужден таким же образом просить у папы Александра III, чтобы тот снял с него свое отлучение. Однако ему удалось расширить свои владения и на время ослабить князей.

Крестовый поход германских феодалов против полабско-прибалтийских славян с формальной целью обращения их в христианство проходил в1147 г., одновременно со Вторым крестовым походом в Палестину, и оказался столь же неудачным. Захватить земли лютичей и бодричей за р. Эльба (Лаба), утраченные ими после восстаний славян в 983-м и 1002 гг., германским феодалам удалось только в 60-х годах XII в. На вновь завоеванных территориях были восстановлены епархии, создавались монастыри. Германские католические духовно-рыцарские ордена  (Меченосцев, затем Тевтонский), поощряемые Римом, с начала ХIII в. начали завоевание и насильственное крещение пруссов и других балтских и финских племен.

Фридрих I Барбаросса погиб, участвуя в Третьем крестовом походе ко Гробу Господню в1190 г. В Четвертом походе, результатом которого было чудовищное разграбление Константинополя, также участвовали немецкие рыцари. Некоторые историки считают, что Крестовый поход детей1212 г. был провокацией, устроенной работорговцами с целью продать его участников в рабство. Это движение охватило и Германию, где мальчик Николай собрал 20-тысячную толпу детей, большая часть которых затем погибла.

Фридрих II, сосредоточившись на своих итальянских владениях и упорной борьбе с папством, предоставил немецким князьям почти полную свободу, а вскоре после его смерти в1250 г. установилось длительное междуцарствие. В XIII в. право избирать императора Священной Римской империи было закреплено за коллегией из семи князей-выборщиков (курфюрстов) — четырех светских и трeх духовных — архиепископов Майнца, Трира и Кeльна. В самом Кeльне в1248 г. архиепископ Конрад фон Гохштаден заложил первый камень в основание Кельнского собора, и начался один из самых знаменитых долгостроев в истории – собор прекратили строить в середине ХV в., возобновив строительство через 400 лет. Завершен он был только в1880 г. Долгие века над собором виднелся средневековый подъемный кран.

Золотая булла, принятая имперским рейхстагом в1356 г., закрепила политический распад империи. Карл IV, озабоченный укреплением своей власти в Чехии и расширением личных владений, с легким сердцем утвердил ее. С веками роль ядра империи – Германии – все более увеличивалась, и в1512 г. Максимилиан I впервые официально использовал наименование «Священная Римская империя германской нации».

 

Реформация и Контрреформация. Тридцатилетняя война

 

Упадок власти императоров шел параллельно с глубоким кризисом в Католической Церкви. Констанцский собор, начавшийся в1414 г., за четыре года своей работы смог прекратить «Великую Западную схизму», когда сразу два или три папы боролись за Престол святого Петра, сжег «еретиков» – Яна Гуса и Иеронима Пражского, но кризис католицизма углублялся и далее. С одной стороны, злоупотребления индульгенциями, папские поборы, развращенность, невежество духовенства, зверства инквизиции, провал унии с Православием, с другой – развитие в эпоху Возрождения образования, в том числе университетского, философской и богословской мысли привели к острому недовольству таким положением дел. 31 октября1517 г. профессор теологии университета в Виттенберге Мартин Лютер выдвинул свои знаменитые «95 тезисов», в которых критиковал не только злоупотребления, но и догмы католицизма. Презрев папскую анафему, позднее и волю императора Карла V, Лютер привлек на свою сторону многих князей империи, примкнувших к Реформации, смело отстаивал свои воззрения на имперском сейме в Вормсе. Но он решительно осудил радикального проповедника Томаса Мюнцера и крестьян, поднявшихся на войну против феодального гнета, и уж тем более анабаптистов (перекрещенцев) и деятелей Мюнстерской коммуны. Лютер перевел Библию на немецкий язык, этот перевод лег в основу литературной его версии. Позднее в некоторых регионах империи получили распространение идеи другого деятеля Реформации – Жана Кальвина. В1530 г. было принято Аугсбургское исповедание, лютеранский символ веры. Его автор – ближайший сподвижник Лютера Филипп Меланхтон – позднее внес в него некоторые изменения, сближавшие лютеран и кальвинистов.

Реформация повлекла за собой войны Карла V с протестантскими князьями, объединившимися в Шмалькальденскую лигу, которые закончились победой императора и затем Аугсбургским религиозным миром1555 г. Такое примирение дало гарантии свободы вероисповедания только для курфюрстов, светских и духовных князей, свободных городов и имперских рыцарей, но не для всех подданных империи, по принципу «cujus regio, ejus religio» (лат. «чья власть, того и вера»). Это оставило почву для возобновления конфессионального противостояния и стало одной из причин Тридцатилетней войны, разразившейся в1618 г.

К этому времени католицизм, потрясенный до основания расколом, сумел серьезно мобилизоваться и провести систему мер, направленных на его внутреннее укрепление и решительную борьбу с реформационными идеями и движениями. Важнейшим орудием папства стал орден иезуитов. Эта Контрреформация, опирающаяся на всю мощь династии Габсбургов, которая правила Испанией с ее богатейшими владениями в Европе и Америке и Священной Римской империей, за полвека значительно улучшила положение католицизма. Вслед за своим дядей, испанским королем Филиппом II, император Фердинанд II любил повторять: «Лучше пустыня, нежели страна, населенная еретиками». Через несколько лет разразилась первая общеевропейская война — Тридцатилетняя, в которой «еретики» — протестанты, поддержанные Данией, Швецией, Англией и католической Францией, — победили, но во многих опустошенных войной и эпидемиями регионах потери составили от 1/3 до 2/3 населения.

Вестфальский мир1648 г. уравнял в правах католиков и протестантов (кальвинистов и лютеран), что в дальнейшем снизило значение конфессионального фактора в отношениях между государствами.

 

От Вестфальского мира до объединения Германии (1648–1870)

 

Более чем на столетие разоренная Германия приходит в упадок. В это время постепенно возвышается государство, в1701 г. получившее название «королевство Пруссия». Его короли, будучи лютеранами, давали убежище протестантам, гонимым во Франции и в других странах. Особенно усилилась Пруссия при короле Фридрихе II Великом (1740—1786). Яркий представитель просвещенного абсолютизма, Старый Фриц, как называли его подданные, взойдя на престол, заявил: «Все религии равны и хороши, если их приверженцы являются честными людьми. И если бы турки и язычники прибыли и захотели бы жить в нашей стране, мы бы и им построили мечети и молельни». Как видим, мультикультурализм в Германии имеет давние корни, однако в последующие два века он не раз подвергался испытаниям. Неслыханным делом для протестантской страны стала закладка в Берлине по разрешению короля католического собора святой Ядвиги, первого со времен Реформации.

После Французской революции Франция в1795 г. оккупировала, а затем и аннексировала зарейнские земли. Революционные войска и местные их сторонники разорили многие храмы, надругались над мощами и святынями. Кельнское и другие архиепископства были секуляризованы, упразднились все подчинявшиеся непосредственно императору епископства и аббатства. В1806 г. под давлением Наполеона была и вовсе упразднена Священная Римская империя.

После разгрома Наполеона восстановилась (но уже без феодальных прав) епархиальная структура Католической Церкви страны. В то же время власти немецких государств начали насильно объединять лютеранские и реформатские Церкви, формируя взамен государственные объединенные Церкви. Например, все протестантские юрисдикции Пруссии при Фридрихе Вильгельме III в1817 г. были объединены в единую «Прусскую Государственную Церковь». Несогласные с этим лютеране начали создавать старолютеранские Церкви, которые преследовались правительствами и не могли свободно исповедовать свою веру. С1852 г. в Эйзенахе начали проводиться регулярные встречи немецких лютеранских иерархов — Эйзенахские конференции. Однако единой церковной организации создано так и не было.

 

Христианство в объединенной Германии. «Культуркампф» Бисмарка и «немецкое христианство» нацистов

 

18 января1871 г. в Версале, во дворце Людовика XIV, прусский король Вильгельм I был объявлен императором Германской империи. Объединение Германии «железом и кровью» было завершено. Одной из важнейших проблем империи (в которой доминировала протестантская Пруссия, а на юге, западе, в Познани и Эльзасе-Лотарингии большинство населения составляли католики) стал вопрос о взаимодействии между государством и Католической Церковью. Опасаясь партикуляристских настроений католического духовенства и мирян, правительство стремилось подчинить католиков страны, как и полвека назад протестантов, государству.

Инициатором этой политики, вскоре обозначенной термином «Культуркампф» (нем. Kulturkampf — «культурная борьба»), был рейхсканцлер князь Отто фон Бисмарк. Был изгнан из Германии орден иезуитов, «майскими законами»1873 г. устанавливался строгий контроль государства над школами, назначениями на церковные должности и даже над отношениями между клиром и паствой. Протесты со стороны католических епископов обошлись им в годы тюрьмы и во многие тысячи марок штрафов. Энцикликой от 5 февраля1875 г. папа объявил эти законы не имеющими силы.  Опасаясь усиления рабочего движения, для борьбы с которым были нужны голоса католической Партии Центра, Бисмарк отчасти пошел на попятную. Большая часть майских законов к1887 г. была отменена.

После Первой мировой войны и провозглашения Веймарской республики ее Конституция запретила создание государственной Церкви и ее поддержку, государство лишь поощряло деятельность Церквей. В1922 г. был создан «Союз немецких Евангелических Церквей», в который вошли 28 местных церквей. Тогда же в некоторых из них начала восстанавливаться епископальность.

Сразу после установления нацистской диктатуры в1933 г. была создана «Немецкая Евангелическая Церквь». В ней стала активно внедрятся нацистская идеология «немецкого христианства» — вера отныне должна была базироваться не только на «учении Лютера», но и на «духе героического немецкого благочестия». Профессора богословия, преподававшие в университетах, обязаны были подписать клятву верности, в которой Гитлер ставился выше Христа. Противники новой идеологии отделились от этой «церкви» и стали называть себя «Исповедническая Церковь», которая подверглась преследованиям. В мае1934 г. первым синодом Исповеднической Церкви в Бармене, организованным пастором Мартином Нимёллером, была принята декларация, направленная против фашизации Церкви.

20 июля1933 г. по указанию Гитлера был заключен конкордат с Ватиканом. И все же начались преследования. 14 марта1937 г. папа Пий XI опубликовал обращенную к немецким католикам энциклику не на латыни, как обычно, а на немецком языке «Mit brennender Sorge» (нем. «С глубокой тревогой»). В ней говорилось о нехристианской сущности национал-социализма и несоответствии основам веры пронацистских движений. Конспиративно доставленная в Германию, она 21 марта, в Вербное воскресенье, была зачитана с кафедр католических храмов. Гестапо, застигнутое врасплох, помешать распространению энциклики не смогло, но немедленно усилило репрессии. За годы войны только в концлагере Дахау было заключено 2720 священников (из них 22 православных), около тысячи их погибли.

 

Вторая половина ХХ в. и современность. Православие в Германии

 

В1948 г. была создана «Евангелическая церковь Германии» (ЕЦГ), объединяющая 23 лютеранские, объединенные и реформатские (кальвинистские) Церкви. Старо- и свободнолютеране объединились в Независимую Евангелическую лютеранскую Церковь Германии. Восемь церквей, находившихся на территории ГДР, в1969 г. отделились от ЕЦГ и создали «Союз евангелических церквей ГДР», который в1991 г., после объединения Германии, вновь влился в ЕЦГ.

Католицизм преобладает в Баварии и Пфальце, некоторых регионах к северу от т. н. «майнской линии», т. е. от р. Майн. К концу2009 г. в ФРГ было 24,9 млн католиков, 24,1 млн протестантов и 1,3 млн православных – греков, сербов, румын, болгар, выходцев из СНГ. Число номинальных прихожан (т. е. числящихся за той или иной церковью) всех конфессий, особенно двух основных, сокращается.

С XVIII в. приходы Русской Православной Церкви стали появляться в Германии. Самый старый храм из сохранившихся до нашего времени — во имя святого Александра Невского в Потсдаме, построенный за счет Фридриха Вильгельма III и заложенный в его присутствии в1826 г.

C начала 1990-х гг. в Германию приехало несколько сотен тысяч православных. Наполнились старые приходы РПЦ и воссоединившейся в2007 г. с ней РПЦЗ, открылось и много новых. В1992 г., когда ныне правящий архиепископ Берлинский и Германский РПЦ Феофан (Галинский) прибыл на кафедру, в епархии было только 12 приходов. Сейчас их насчитывается около 60-ти.

 

Владимир Моисеенко

 

* Филио́кве (лат. filioque — «и от Сына») — добавление в Никео-Цареградский Символ веры (IV в.) в догмате Троицы: об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но «и от Сына».

 


Tagged with:
 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика