В связи с выходом в свет300-го номера «Церковной православной газеты» и началом нового издательского годав редакции нашего издания состоялся круглый стол, посвященный церковной прессе. В нем приняли участие председатель Синодального информационно-просветительскогоотдела, пресс-секретарь Предстоятеля Украинской Православной Церкви протоиерей ГеоргийКоваленко, известный православный миссионер, настоятель столичного прихода во имяпреподобного Агапита Печерского протоиерей Андрей Ткачев, литературный редактормонахиня Евтропия (Бобровникова) (Издательский отдел УПЦ), журналист и психотерапевтАнастасия Бондарук, а также сотрудники «Церковной православной газеты». Предлагаемвашему вниманию фрагменты этой беседы.

РЕСУРС ВЫЖИВАНИЯ
— Многиемедиаэксперты в связи с развитием интернет-СМИ прогнозируют «смерть» бумажной прессыв не столь уж далеком будущем. В то же время существует и точка зрения, согласнокоторой традиционные печатные СМИ, уступая интернет-изданиям в оперативности, могутпозволить себе большую обстоятельность, аналитичность. Каковы в свете этого дальнейшиеперспективы церковной периодики?
Протоиерей Георгий Коваленко:
— Еслиобычная пресса постепенно перемещается в электронный формат, значит то же будети с церковной печатной прессой. Но с ней это произойдет медленнее, потому что современныетехнологии все-таки не так быстро распространяются среди верующих. Наши приходыоткрываются там, где сегодня закрываются школы и больницы. О каком Интернете здесьможно говорить?

Газета (притом церковная) в таких населенных пунктах может на протяжениидолгого периода времени оставаться единственным источником информации. «Смерть»бумажной прессы может наступить тогда, когда упадут ее тиражи, когда ее перестанутвыписывать и читать. 

Стоит отметить, что вот уже несколько лет тираж нашей «Церковнойправославной газеты» адекватен реальному количеству подписчиков. И мы ведем работус ними, в то же время всячески напоминая правящим архиереям и духовенству о вмененнойСвященным Синодом обязанности каждому приходу выписывать газету и для себя, и дляместных органов власти, для местной школы и т. д. Пока тенденция по подписке — положительная.

Протоиерей Андрей Ткачев:
— Однареплика. Дело в том, что церковные СМИ имеют больший ресурс выживания, нежели светские,потому что христианство — религия Книги, религия чтения и объяснения, в то времякак в светском обществе почти утеряна культура книги как таковая за пределами юриспруденциии некоторых других сфер деятельности.
Протоиерей Георгий Коваленко:
— Вэтом контексте важно, чтобы церковная пресса отвечала задачам, которые стоят передсловом в Церкви, чтобы она была не просто некой официозной статистикой или перечислениемтого, кто куда приехал и что совершил, а еще и выполняла просветительскую функцию.

С другойстороны, для нас ведь важно не то, выживет ли пресса в печатном виде, для нас важно,будет ли в Церкви распространяться информация, а она не может не распространяться,ибо Церковь немыслима без Евангелия, без благовествования. Вопрос — в источникеи формате подачи информации. Мы должны работать многоформатно, не зацикливаясь натом, газета это, Интернет или радиопрограмма. Очень важно, чтобы был потребительинформации. И адекватность наша как раз проверяется наличием подписчика, слушателя,читателя.

В соответствиис этим мы должны ставить вопрос о том, какая информация востребована. Действительно,в чем-то мы должны стать помощниками священнику в деле проповеди и любому верующему— в ориентации в современном мире.

Необходимопринимать во внимание и современное развитие социальных сетей, возможности которыхдолжны быть использованы Церковью. И это, в свою очередь, изменит формат прессы.Ведь даже катехизис в его классической форме — это вопросы и ответы. Только нашкатехизис — это правильные вопросы с правильными ответами, а реальная жизнь — этонеправильные вопросы и правильные ответы.

Свой катехизис долженписать каждый настоятель прихода, каждый священник, который общается с людьми. Вовремя развития социальных сетей и интерактивных возможностей мы становимся свидетелямипостоянного вопрошания и постоянного ответствования Церкви современному человеку,каждому человеку лично, а не вообще…

Конечноже, очень важно думать над форматами. И если об умирании центральной бумажной прессыречи не идет, то, возможно, в некоторых епархиях стоит перейти на издание в видевкладыша, т. е. когда в центральную газету, часть тиража которой печатается длярегиона, вкладываются страницы с местной информацией. Да, есть епархии, которымпо силам издавать и одну, и две газеты, но есть и епархии, для которых, по объективнымпричинам, издание в виде вкладыша — оптимальный формат.

Протоиерей Андрей Ткачев:
— Хочудобавить следующую деталь. Если сравнивать, например, с пищей, то современная информациядля современного человека — это фаст-фуд, это не хлеб и не вода, это информационноегортанобесие. Сегодняшние газеты — это издания «сегодня на сегодня», которые наследующий день теряют свою актуальность. А церковная пресса — это то, что превращаетсяв подшивку, то, что сохраняет актуальность. Ее контент — «сегодня навсегда».

В этомсмысле необходимо посмотреть внимательным оком на те издания, которые на украинскомрынке работают не «сегодня на сегодня», а на перспективу. Т. е. любой более-менееумный аналитический журнал пересекается с нами по некоторым целям воздействия нааудиторию. Соответственно, мы можем быть интересны друг другу.

СОБЛАЗНХАМОВА ГРЕХА
— Какпрофессия журналиста влияет на человека? На сегодняшний день мы нередко наблюдаем,что журналисты церковных СМИ копируют манеру поведения и работы, подходы к получениюи подаче информации светских журналистов…
Анастасия Бондарук:
— Унекоторых журналистов, работающих в светских СМИ и общающихся в силу своей профессиис достаточно известными людьми, возникают некие фантазии о своем величии: журналиствоспринимает себя на равных с собеседником, хотя не несет той ответственности, скоторой сталкиваются люди, стоящие выше его в социальной системе.

В связи с этимвозникает позиционирование себя как некой властной структуры (не зря же появилосьсловосочетание «четвертая власть»), как глашатая истины. И хотя у прессы нет возможностинапрямую на что-то влиять, но, тем не менее, это власть над умами. Если же человекпишет от лица Церкви, он как бы присоединяется к церковному авторитету…

Монахиня Евтропия (Бобровникова):
— Здесьесть и опасность, связанная с тем, что нельзя свой личный опыт соотносить с опытомвсей Церкви.
Протоиерей Георгий Коваленко:
— Естьболее глобальная проблема, если продолжать эту линию дискуссии, — отсутствие культурыдиалога и обсуждения непростых вопросов. Мы очень часто не слушаем друг друга, категоричныв своих заключениях, готовы с легкостью обвинить представителя другого мнения вереси… На самом деле, речь идет об отсутствии ответственности и взаимной любви,о чем свидетельствуют информационные войны 2011 г. Т. е. ради идеологии люди готовыразрывать единство, попирать любовь.

Любойцерковный журналист обязательно должен быть профессиональным журналистом. Точнотак же любой журналист, если он верующий, свою веру должен исповедовать и в своихделах, и в своих текстах. А то у нас нередко удивляются тому, что некоторые весьмарезкие, скажем так, и эпатажные авторы по воскресеньям ходят в храмы и очень смиренныемолитвенники — опять же, по воскресеньям, а на протяжении всей недели их весьматрудно заподозрить в христианском мировоззрении.

Еслимы говорим о церковных журналистах, то они отличаются от светских по задаче. У нихответственность намного выше, но и соблазн Хамова греха, свойственного журналистам,у них тоже больше. А ответственность церковного человека заключается в том, чтобывсе-таки наготу отца своего прикрыть (см.: Быт. 9: 18–27). При этом речь идет нео том, чтобы уклониться от проблемы, а о том, чтобы информация церковного журналистабыла просветительской, а не информацией ради информации.

ГОВОРИТЬО ВЕЧНОМ
— Должнали церковная пресса реагировать на злободневные общественные события?
Протоиерей Георгий Коваленко:
— Содной стороны, мы должны адекватно оценивать происходящее в обществе. С другой стороны,даже комментируя общественные события, мы должны говорить о вечном. Другими словами,не пытаться привести к решению политико-экономических вопросов, а раскрыть библейско-евангельскуюнравственную перспективу.

К сожалению, очень часто наши комментарии к текущим событиямнеадекватны с точки зрения Евангелия. Для нас любой повод говорить, даже если онсоциальный, — это повод говорить о вечном, о вере. Именно этого от нас ждут люди.Они не ждут от нас советов, как управлять государством или, так сказать, как игратьв футбол. Они от нас ждут евангельского слова. И всякий человек, позиционирующийсебя как человек церковный, давая комментарий по тому или иному поводу, должен обэтом думать.

Длянарода Церковь — это моральный авторитет. И представители Церкви должны говоритьо вере, о нравственности, о заповедях, о Евангелии, о Христе. Они могут говоритьи о социальном, политическом и т. д., но с пониманием того, ради чего это говорится,т. е. они не должны говорить о политике ради политики.

— Следуетли на страницах церковной прессы обсуждать внутрицерковные
проблемы?
Протоиерей Георгий Коваленко:
— Проблемынужно обсуждать. Но важно при этом помнить слова Господа: «По тому узнают все, чтовы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13: 35). Господь заповедалединство. И никакие идеологические разногласия не должны в нас это подавлять. Ничтоне может оправдать разрыв любви, разрыв взаимного общения.
ПЕРСПЕКТИВА— СОЗДАНИЕ ОБЩЕЦЕРКОВНОЙ СИСТЕМЫ СМИ
— Каковы,на ваш взгляд, основные достижения и проблемы современной православной журналистики?
Протоиерей Георгий Коваленко:
— Достижение— факт ее существования; осуществление проповеди во всех форматах современных средствмассовой информации и коммуникации. Достижение и в том, что мы динамично развиваемся,не теряем позиций. Хотя, если уже переходить к проблемам, реально наша аудиториявсе-таки уступает аудитории светских СМИ количественно. Наши издания, если смотретьна них профессиональным взглядом, все-таки уступают светским по внешним (не по внутренним)параметрам. Не следует излишне радоваться тому, что сделано, — слава Богу за это.

С другойстороны, благодаря Бога за то, что имеем, нужно стремиться к лучшему. Наша перспектива— создание общенациональной общецерковной системы православных средств массовойинформации и коммуникации, которая была бы единым информационным и просветительскиморганизмом и единой общиной, в конце концов. Мы должны друг другу помогать, а неконкурировать.
Монахиня Евтропия (Бобровникова):
— Каксамый старший по возрасту и, наверное, даже по издательскому опыту из участниковкруглого стола хочу сказать о достижениях. Иногда, когда что-то у нас есть, мы воспринимаемэто как данность. Когда я начинала работать в церковной прессе, был один журнал«Православный вестник» на всю Украину (не считая «Журнала Московской Патриархии»).Потом появилась «Православная газета».

Сегодня у нас есть центральные, епархиальные,тематические церковные СМИ. Это — достижение. Очень многое изменилось. Конечно,как обычно, остается проблема с кадрами. И, может быть, наблюдается некоторое однообразие.Но уже появились издания со своим лицом, не похожие на другие. Так что у нас естьи проблемы, и достоинства, нельзя об этом не говорить.

Протоиерей Георгий Коваленко:
— Оченьважный момент — мы не можем в Церковь набрать новых людей: новых священников, новыхверующих или новых редакторов. Их всех Господь нам дал такими, какие они есть. Испрашивать с нас Он будет не за то, чего у нас не было, а за то, как мы распорядилисьданным нам. Мы должны работать в той ситуации, которая есть, и стараться при этомделать свое дело наилучшим образом.
Беседовали
игуменЛонгин (Чернуха),
ЕленаГоловина,
ВячеславДарпинянц,
ОлегКарпенко, Михаил Мазурин

 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика