«Церковная православная газета» продолжает знакомитьсвоих читателей с выдающимися памятниками древнецерковной письменности. В нынешнемвыпуске нашего издания речь пойдет о «Первом послании к Коринфянам» святого КлиментаРимского.
Средипроизведений церковной литературы особое место занимают т. н. писания мужей апостольских— церковных писателей конца I — начала II в., бывших непосредственными ученикамиили самовидцами апостолов.
Один из мужей апостольских— святой Климент Римский, который, по свидетельству священномученика Иринея Лионского,был третьим епископом Рима. О КлиментеИриней пишет как о человеке, «видевшем блаженных Апостолов и общавшемся с ними,еще имевшем проповедь Апостолов в ушах своих и предание их пред глазами своими».
Согласно церковному Преданию, при императоре Траяне святитель был приговорен к ссылкев Инкерманские каменоломни близ Херсонеса (территория современного Крыма). В изгнаниисвятой и претерпел мученическую кончину, будучи утоплен в море.
В IX в. просветителиславян равноапостольные Кирилл и Мефодий открыли мощи святого Климента. Часть изних была принесена святыми братьями в Рим; еще часть, уже при равноапостольном великомкнязе Владимире, после принятия им Крещения, перенесена в Киев, где мощи были положеныв Десятинной церкви.
Какотмечает патролог Алексей Сидоров, святому Клименту приписываются несколько произведений,но подлинным является только его «Послание к Коринфянам», называемое иногда «Первымпосланием святого Климента». Оно датируется последним десятилетием I в. и дошлодо нас в двух греческих рукописях — V и XI вв. (известны также латинский, сирийскийи неполный коптский переводы). О большом авторитете этого послания в древней Церквисвидетельствует, например, тот факт, что Климент Александрийский (ок. 150 — ок.215) причислял его к новозаветным книгам.

Поводомдля написания послания послужили дошедшие до Рима известия о нестроениях в средекоринфских христиан. Как следует уже из первой главы, «немногие дерзкие и высокомерныелюди» разожгли «неприличный и чуждый избранникам Божиим, преступный и нечестивыймятеж». Далее, в третьей главе послания, святой Климент Римский пишет: «Люди бесчестныевосстали против почтенных, бесславные — против славных, глупые — против разумных,молодые — против старших». 

Конкретнее смута описана в XLVII главе: «Постыдное, возлюбленные,и чрезвычайно постыдное и христианской жизни недостойное слышится дело: твердейшаяи древняя Церковь Коринфская изза одного или двухчеловек возмутилась против пресвитеров». Таким образом, смута проявилась в бунтепротив законно избранных священнослужителей, которых, как можно понять из контекста,бунтовщики требовали отстранить от служения.

СвятойКлимент Римский увещевает коринфских христиан преодолеть разделения и возвратитьсяк братолюбивой жизни. Автор послания, призывая присоединиться «к невинным и праведным»,пишет: «К чему у вас распри, гнев, несогласия, разделения, война? Не одного ли Богаи одного Христа имеем мы? Не один ли Дух благодати излит на нас, не одно ли призваниево Христе? Для чего раздираем и расторгаем члены Христовы, восстаем против собственноготела и до такого доходим безумия, что забываем, что мы друг другу члены?».

СвятойКлимент также говорит о необходимости для христиан искать не своей, а общей пользы,а виновникам раздора напоминает, что они должны «иметь в виду общую надежду. Ибопровождающие жизнь со страхом и любовью лучше хотят сами подвергнуться неприятностям,нежели подвергнуть ближних своих, и охотнее на себя примут осуждение, нежели напреданное нам доброе и святое согласие».

Необходимостьединства Церкви, обеспечиваемого церковной иерархией, — одна из важнейших идей послания.Обосновывая важность церковного единства, святой Климент подводит к мысли о том,что любовь, соединяющая нас с Богом, «не допускает разделения», а «без любви нетничего благоугодного Богу».
ПодготовилМихаил Мазурин

Предлагаемвашему вниманию некоторые главы из «Первого послания к Коринфянам» святого КлиментаРимского в переводе протоиерея Петра Преображенского (1828-1893)
ГлаваХIV
ДОЛЖНОБОЛЕЕ ПОВИНОВАТЬСЯ БОГУ, НЕЖЕЛИ ВИНОВНИКАМ ВОЗМУЩЕНИЯ
Итак,праведное и святое дело, братья, более повиноваться Богу, нежели последовать тем,которые в надменности и кичливости стали предводителями презренной зависти. Ибоне малому вреду, а напротив, подвергнемся великой опасности, если опрометчиво отдадимсебя на волю тех людей, которые подстрекают нас к раздору и мятежам, чтобы отвестинас от добродетели.

Будем снисходительны друг к другу, как милосерд и благ Сотворившийнас, ибо написано: «Добрые будут обитателями земли, и невинные останутся на ней;а беззаконные истребятся с нее» (Притч. 2: 21–22). И опять говорит Писание: «Я виделнечестивого превозносящегося и высящегося, как кедры ливанские; и прошел я мимо,и вот его уже не стало, и искал я места его, и не нашел. Храни невинность и соблюдайправоту, потому что мирного человека ожидают добрые последствия» (Пс. 36: 35–37).

ГлаваXLV
НЕЧЕСТИВЫМСВОЙСТВЕННО ГНАТЬ ПРАВЕДНЫХ ЛЮДЕЙ
Вы,братья, спорливы и ревностны в том, что нимало не относится ко спасению. Заглянитев Писания, эти истинные глаголы Духа Святого. Заметьте, что в них ничего несправедливогои превратного не написано. Вы не найдете, чтобы люди праведные были низвергаемылюдьми святыми.

Были гонимы праведные, но от беззаконных; были заключаемы в темницу,но от нечестивых; были побиваемы камнями от злодеев; были убиваемы от порочных,увлекавшихся преступною завистью. Все эти страдания они перенесли со славою. Ибочто скажем, братья? Даниил от богобоязненных ли людей был брошен в ров львиный (см.:Дан. 6: 16)? Анания, Азария и Мисаил от чтителей ли благолепного и славного служенияВсевышнему были ввержены в пещь огненную (см.: Дан. 3: 20)? Отнюдь нет. Кто же сделалэто?

Люди порочные, полные всякого зла, дошли до такого неистовства, что святоюи непорочною волею служащих Богу подвергли мучениям: они не знали того, что Вышнийесть заступник и защитник тех, которые с чистою совестью чтут всесовершенное имяЕго. Ему слава во веки веков. Аминь. А они, терпя в уповании, наследовали славуи честь, и были превознесены Богом, и сделались достолюбезными в памяти их во векивеков. Аминь.

ГлаваXLIX
ПОХВАЛАЛЮБВИ
Ктоимеет любовь во Христе, тот должен соблюдать заповеди Христовы. Кто может изъяснитьсоюз любви Божией? Кто способен, как должно, высказать величие благости Его? Несказаннавысота, на которую возводить любовь. Любовь соединяет нас с Богом; любовь покрываетмножество грехов (см.: 1 Пет. 4: 8; 1 Кор. 13: 4 и далее; Иак. 5: 20), любовь всепринимает, все терпит великодушно.

В любви нет ничего низкого, ничего надменного,любовь не допускает разделения, любовь не заводит возмущения, любовь все делаетв согласии, любовью все избранные Божии достигли совершенства, без любви нет ничегоблагоугодного Богу. По любви воспринял нас Господь; по любви, которую имел к намИисус Христос, Господь наш, по воле Божией дал кровь Свою за нас, и плоть Свою заплоть нашу, и душу Свою за души наши.

 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика