«Спас в Силах»,
Андрей Рублев, 10-е годы XV века
Истинное православноебогословие всегда категорически настаивало на том, что Христос есть истинный Человек.Однако при этом оно столь же категорически утверждало, что Он одновременно естьи истинный Бог. Христос имеет две природы — Божество и Человечество, Он есть Богочеловек,то есть одновременно и Бог, и Человек. Не полубог-получеловек, но полностью совершенныйБог и полностью совершенный Человек, соединившиеся в одной Личности

 

«…великаяблагочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3: 16)
ГОСПОДЬО СВОЕМ РАВЕНСТВЕ С ОТЦОМ
Следуетотметить, что Христос Сам неоднократно утверждал Свое Божественное достоинство.На слова Симона Петра: «Ты — Христос, Сын Бога Живого…» — Он ответил: «Блажен ты,Симон, ‹…› потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на Небесах»(Мф. 16: 16–17). В Евангелии от Иоанна Христос говорит: «Я и Отец — одно» (Ин. 10:30). На вопрос первосвященников: «Ты ли Христос, Сын Благословенного?» — Он ответил:«Я» (Мк. 14: 61, 62).

Важнымявляется евангельское повествование об исцелении расслабленного в купальне Вифезда.Фарисеи обвиняют Христа в нарушении субботы, на что Спаситель отвечает: «…Отец Мойдоныне делает, и Я делаю» (Ин. 5: 17). Протоиерей Олег Давыденков отмечает, чтотем самым Господь, «вопервых, приписываетсебе Божественное сыновство, вовторых, усвояет Себевласть, равную с властью Отчей, и, втретьих, указываетна Свое соучастие в промыслительном действии Отца. Здесь слово “делаю” стоит нев смысле “создаю из ничего”, а как указание на промыслительную деятельность Богав мире». Христосуказывает на вечность Своего бытия: «…истинно, истинно говорю вам: прежде нежелибыл Авраам, Я есмь» (Ин. 8: 58). 

В первосвященнической молитве Господь говорит:«И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя преждебытия мира» (Ин. 17: 5). Сын являет в Себе всего Отца. На Тайной вечери на просьбуапостола Филиппа «Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас» — Господь отвечает:«…Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14: 9). Господь указывает, что Сына должны чтитьнаравне с Отцом: «…кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Ин. 5:23). И не только чтить, но и веровать в Него как в Бога: «…веруйте в Бога, и в Меняверуйте» (Ин. 14: 1).

АПОСТОЛЫО БОЖЕСТВЕ ХРИСТА
АпостолПавел пишет, что в Воплощении Сына Божия открылась «великая благочестия тайна: Богявился во плоти» (1 Тим. 3: 16). Именование Спасителя Богом уже само по себе свидетельствуето полноте Его Божества. Архимандриты Алипий (Кастальский-Бороздин) и Исаия (Белов)в своем «Догматическом богословии» отмечают, что Бог не может быть «второй степени»или «низшего разряда», так как Божественная Природа не подлежит умалению или ограничению.Бог может быть только один и всесовершен. Так, апостол учит, что во Христе «обитаетвся полнота Божества телесно» (Кол. 2: 9).

Пословам апостола Павла, Христова Церковь — «Церковь Господа и Бога, которую Он приобрелСебе Кровию Своею» (Деян. 20: 28).

Истинностьтого, что Христос — «сущий над всем Бог, благословенный вовеки» (Рим. 9: 5), познаети святой апостол Фома, когда восклицает Воскресшему: «Господь мой и Бог мой» (Ин.20: 28). Напомним себе, что главное и святейшее из всех имен, которыми в ВетхомЗавете именуется Бог, — это Иегова. 

Кандидат богословия, священник Марк Соукуп всвоем труде «Учение Библии о Божественном достоинстве Христа и Святого Духа» сообщает,что евреи были крайне щепетильны и имели ревность в вопросах славы Божией. Они хорошопомнили, что Бог Иегова есть Бог ревнитель, Который сказал Своему народу: «Ты недолжен поклоняться богу иному, кроме Господа (Иеговы — евр.), потому что имя Его— ревнитель; Он Бог ревнитель» (Исх. 34: 14). Также: «Я Господь (Иегова — евр.),это — Мое имя, и не дам славы Моей иному» (Ис. 42: 8). Поэтому никогда бы апостолФома не назвал Богом того, кто Им не является. И эти слова никогда бы не вошли всостав Священного Писания, если бы апостолы, написавшие Новый Завет, не знали споследней степенью достоверности, что Христос есть истинный Бог, в БожественномСвоем достоинстве равный Богу-Иегове.

ТОЛКОВАНИЕ«УНИЧИЖИТЕЛЬНЫХ» МЕСТ ПИСАНИЯ
В СвященномПисании имеется немало текстов, в которых говорится не о Божестве, а о человечествеХриста, о том, что Христос есть истинный Человек, что Он имеет общую с нами человеческуюприроду.

Преждевсего, Сам Христос называл Себя многократно Сыном Человеческим или даже просто Человеком.«Ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину» (Ин. 8: 40), — говорит Он иудеям.Нередко и апостолы называли Христа Человеком. «Един Бог, един и посредник междуБогом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2: 5), — слова апостола Павла.

О человеческой природе Христа косвенно свидетельствуют также и те многочисленныетексты Писания, из которых видно, что Христу были присущи все качества земной человеческойприроды. Например, Он уставал от пути и зноя (см.: Ин. 4: 6), нуждался во сне, впище и питии (см.: Мк. 4: 38; Ин. 4: 7; Мф. 21: 18), испытывал свойственные людямэмоции, например радость и любовь (см.: Ин. 11: 15; Мк. 10: 21), гнев и скорбь (см.:Мк. 3: 5; Мк. 14: 34), даже плакал (см.: Ин. 11: 35). Все это, конечно, неопровержимосвидетельствует о том, что Христос — это настоящий, реальный, земной Человек.

Новедь об этом никакого спора и нет, христианское богословие никогда не отвергалополноценное земное человечество Христа. Отвергали его еретики. Истинное же православноебогословие всегда категорически настаивало на том, что Христос есть истинный Человек.Однако при этом оно столь же категорически утверждало, что Он одновременно естьи истинный Бог. Христос имеет две природы — Божество и Человечество, Он есть Богочеловек,то есть одновременно и Бог, и Человек. Не полубог-получеловек, но полностью совершенныйБог и полностью совершенный Человек, соединившиеся в одной Личности. Поэтому навопрос, правда ли то, что Христос есть истинный и реальный Человек, следует ответить:да, это правда, однако не вся, а только половина правды. Вторая же половина заключаетсяв том, что Христос одновременно есть и Истинный Бог.

Этидве природы во время земной жизни Христа проявляли себя посвоему.«В каждом действии Христа, — говорит В. Лосский, — можно видеть два различных действования,так как Христос действует сообразно Своим двум природам, через обе Свои природы,— подобно тому, как раскаленный докрасна меч в одно и то же время режет и жжет:он режет, поскольку он — железо, и жжет, поскольку он — огонь. Каждая природа действуетсообразно своим свойствам: рука Человека поднимает с одра девицу, Божество ее воскрешает;ноги Человека ступают по поверхности вод, Божество водную поверхностьукрепляет». Преподобный Иоанн Дамаскин говорит: «Не человеческая природа воскресилаЛазаря, но и не Божество проливало слезы у его гроба».
ЦЕЛЬБОГОСЛОВИЯ — ОБÓЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
В завершениенашей статьи еще раз скажем, что, исследуя Священное Писание, можно убедиться, чтоБожество Христа — Единородного Сына Божия — открыто нам в библейских текстах. ВВетхом Завете — часто иносказательно и прикровенно, а в Новом — более ясно и совершенно.Тем, кто отрицает равенство Христа Богу Отцу, и говорит, что человек не может статьБогом, что для человека это невозможно, мы ответим следующее: верно, человек неможет стать Богом по естеству. Но Церковь и не учит, что человек Христос стал Богом,она учит, что Бог стал человеком — Христом. Ведь для Бога все возможно.

В тоже время каждому верующему необходимо помнить, что богословие не ставит перед собойцелью снять тайну, приспособив богооткровенную истину к нашему пониманию, но призываетнас изменить наш ум так, чтобы он стал способен к созерцанию Божественной реальности.Для того чтобы удостоиться созерцания Святой Троицы, необходимо достичь состоянияобóжения.

Святитель Григорий Богослов пишет: «Будут сонаследниками совершенногосвета и созерцания Пресвятой и Владычной Троицы ‹…› те, которые совершенно соединятсяс совершенным Духом, и это будет, как я думаю, Царство Небесное». Таким образом,смысл жизни верующего человека заключается в обóжении, что выражено в известныхсловах отцов Церкви: «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом».

Подготовил
 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика