…В жаркий день 3 августа 326 г., ближе к полудню, когда солнце в Иерусалиме находилось практически в зените, город был необычно для этого времени многолюден. Никто не спешил укрыться в спасительную тень. Общее напряжение разрешилось криками «Смотрите, вон там, несут!». Небольшая группа людей устанавливала на всеобщее обозрение предмет, вызывавший у большинства жителей Римской империи невольный трепет и даже ужас. Это был крест для казни уголовных преступников.

Вокруг него собрались немногочисленные представители Иерусалимской христианской общины во главе с патриархом Макарием. Около патриарха стояла немолодая женщина с красивым, несмотря на годы, лицом и благородной осанкой. Ее знали решительно все собравшиеся в тот день люди. Мать императора Константина царица Елена специально посетила Иерусалим, чтобы обрести святыни Страстей Господних и поклониться им. Почти три века назад на этом кресте был распят Источник Жизни — Господь и Спаситель мира Иисус Христос. Но Он не только умер за грехи мира как Совершенный Человек, но и воскрес как Cовершенный Бог, заложив начало нового мира…

 

Уже у самых первых, еще слабых и разрозненных христианских общин мы видим почитание не только Животворящего Креста Господня — «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых — сила Божия» (1 Кор. 1: 18), — но и других святынь, связанных с жизнью, смертью и воскресением Спасителя. Евангелия повествуют нам о святынях Страстей Христовых — терновом венце, хитоне и погребальных пеленах Господа.

Новая жизнь святынь в Европе

Сейчас эти святыни пребывают в Европе. Терновый венец — в Париже, погребальные пелены — в Турине, хитон Господа — в городе, бывшем когда‑то одной из четырех столиц Римской империи, — Трире. К ним несколько раз в столетие, когда святыни открыты для поклонения, совершается паломничество. В 2012 г. такое паломничество будет в Трире к хитону Господню.

…В 306 г. Константин стал правителем Западной Галлии — Белгики. Столицей этой части империи был большой, красивый римский город Аугуста Треверорум — ныне Трир. До Константина здесь правил его отец Констанций Хлор (293–306). В Трир часто приезжала и подолгу здесь жила святая Елена, мать будущего императора Римской империи.

Свободу христианам!

В 313 г., находясь в Милане, Константин издал эдикт, дарующий христианам возможность открыто исповедовать свою веру. После этого события, в корне поменявшего положение Церкви, начали строиться христианские храмы. Первые три — храм Рождества Христова в Вифлееме, храм Гроба Господня в Иерусалиме и собор во имя святого апостола Петра в Трире — непосредственно по указу императора Константина. Произошло это после паломничества святой Елены на Святую Землю. Собор во имя святого апостола Петра в Трире был возведен для благочестивого хранения хитона Господня. Землю под строительство храма подарила христианской общине Трира лично святая Елена. Этот город Константин и Елена рассматривали как возможный вариант столицы уже не только Галлии, но и всей Римской империи. Константин, будучи реформатором, хотел строить империю не на языческом, а на совершенно ином — христианском основании. Более того, он мечтал о торжестве мировой христианской цивилизации. И поэтому его мать, утвердившаяся к тому времени в любви ко Христу, помогала своему сыну во всех делах и совершила паломничество в Иерусалим.

Хитон Господень

Христианские общины, после веков гонений воспринимавшие все происходящее как чудо, с радостью открыли для святой Елены святыни (их удалось сохранить во время преследований), связанные с жизнью Спасителя, Божией Матери и апостолов. Святая Елена обрела в Иерусалиме хитон Господа, который достался воинам у Креста Спасителя (см.: Ин. 19: 23–24). Эту величайшую святыню, а также часть мощей апостола Матфия (одного из 70‑ти) она направила в Трир. Хитон Христа с ликованием встретили христиане города, благоговейно положив его в основанный по распоряжению святого Константина храм во имя апостола Петра. Позднее, чтобы лучше сохранить святыню, ее со всех сторон обшили (в виде тканого ковчега). Историческим документом, рассказывающим об этом событии, является летопись «Augusta Treverorum» XI в. Профессор Трирского университета доктор Кетенхофен датирует документ еще более ранним временем. Известны чудеса, cовершившиеся после молитв у святыни. Они записаны в отдельную летопись.

Святая Елена отошла в вечность в 328 г. По свидетельству Евсевия Памфила, она скончалась на руках своего сына — святого Константина. Так как Константин в то время находился в Трире, вероятнее всего, это событие произошло в этом городе. Позже мощи святой Елены были перенесены в Рим, а значительная их часть в V в. оказалась во Франции, однако глава равноапостольной царицы Елены почивает в Трире по сей день.

Со всех концов земли

В V в. вся Западная Европа пережила нашествие варварских народов. Святыню надежно спрятали, а для Трира наступил долгий упадок. В Х в. началось возрождение города. Несколько позднее — в ХІІ в. — на фундаменте старого храма, основанного святыми Константином и Еленой, был возведен величественный собор романской архитектуры. Там, с ХІІ в. и по сей день, в закрытом ковчеге хранится хитон Господа. (Эта традиция — сохранять святыни в закрытом виде — утвердилась на Западе в период средневековья. Так хранятся и мощи святителя Николая в г. Бари, и погребальные пелены Господа в Турине.)

В 1512 г., когда в Европе началась Реформация, в Трир совершил паломничество император Священной Римской империи Максимилиан. По его настойчивой просьбе святыню открыли и торжественно выставили для всеобщего поклонения. Это событие стало известным всей Европе. С тех пор хитон Господа нечасто, но все же открывают. В 1810 г. перед святыней молилось 200 тысяч паломников, в 1844 г. — более миллиона, а в 1933 г. — более двух миллионов человек. В 1891 г. исследованием хитона занимался профессор Виллемс. Опытные специалисты изучали его также в 70‑х годах прошлого века. По словам хранителя хитона профессора Франца Ронига, исследовать самую древнюю часть святыни, плотно обшитую в тканый ковчег, очень трудно. Тем не менее многие факты, в том числе и исторического порядка, говорят о хитоне в граде Трире как о подлинной одежде Иисуса Христа, которая была на Нем во время Страстей Господних. К святыням Трира совершают регулярные паломничества не только западные христиане, но и православные из России. Начало этому положил митрополит Никодим (Ротов), который в 1973 г. посетил Трир и молился у хитона Господа. Сейчас, когда границы открыты, большое количество людей приезжает в г. Трир помолиться. Паломники останавливаются в отеле святого апостола Фомы, в помещении которого созидается домовой храм православной общины г. Трира. Теперь паломничество к западным святыням начинается с Литургии. Паломники поклоняются мощам равноапостольной царицы Елены, апостола Матфия, мученикам знаменитого Фивейского легиона и хитону Господню (подходят к капелле, где он хранится, молятся, стоя у врат).

Паломничество к хитону, когда будет возможность не только молиться, но и видеть святыню Страстей Господних (последний раз ее открывали в 1996 г.), состоится весной 2012 г. Ожидается более миллиона верующих со всего мира. По причине того, что эту святыню (так же как и Туринскую плащаницу) открывают не чаще четырех раз в столетие, особенно сильной будет молитвенная радость для паломников, изыскавших время и возможность посетить ее.

 

Тимофей Китнис

 

Часть хитона Господня хранилась в киевском Софийском соборе, две части — в Санкт-Петербурге (одна — в церкви в честь Спаса Нерукотворенного образа, находящейся в Зимнем дворце, другая — в соборе в честь первоверховных апостолов Петра и Павла Петропавловской крепости). В 2002 г. одна из частей хитона была найдена в Ярославском музее-заповеднике. С 1 декабря 2007 г. она положена для поклонения в московском храме Христа Спасителя.

 

 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика