Чезаре Муссини
 (1804 — 1879).
 «Обрезание»
«Навосьмой день Младенец Христос был обрезан, а на 40й посвящен Господу,при этом была принесена жертва. Для чего все это и в чем разница между обрезаниеми посвящением?»
Ольга,г. Киев

Особытиях после Рождества Христова сообщает евангелист Лука: «По прошествии восьмидней, когда надлежало обрезать [Младенца], дали Ему имя Иисус, нареченное Ангеломпрежде зачатия Его во чреве.

А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву,принесли в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем,чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу,и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы илидвух птенцов голубиных» (Лк. 2: 21–24). В чем смысл совершенных над Господом обрядов?
ОБРЕЗАНИЕИ ОЧИЩЕНИЕ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
ВВетхом Завете обрезание — символ завета между Богом и Авраамом. В книге Бытия сказаноо том, что Господь говорит Аврааму: «Сей есть завет Мой, который вы [должны] соблюдатьмежду Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезанвесь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением заветамежду Мною и вами» (Быт. 17: 10–11).

Обрезание должно было совершаться навосьмой день после рождения мальчика. За нарушение обряда следовало строгое наказание:«Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребитсядуша та из народа своего, [ибо] он нарушил завет Мой» (Быт. 17: 14).

Предписаниепро обрезание было повторено Богом Моисею. Так, в книге Левит сказано: «…если женщиназачнет и родит [младенца] мужеского пола, то она нечиста будет семь дней; как водни страдания ее очищением, она будет нечиста; в восьмой же день обрежется унего крайняя плоть его; и тридцать три дня должна она сидеть, очищаясь откровей своих; ни к чему священному не должна прикасаться и к святилищу недолжна приходить, пока не исполнятся дни очищения ее» (Лев. 12: 2–4).

На40й день после рождения сына женщина должнапринести жертву очищения: однолетнего ягненка. Если мать ребенка принадлежала кмалообеспеченному роду, то она могла заменить ягненка на двух горлиц илиголубей. После совершения священником положенных обрядов женщина считалась чистой.

Следуетотметить, что ветхозаветный закон особое внимание уделял первенцам. ИсследовательБиблии Б. И. Гладков пишет, что «если родившийся сын — первенец, то, попервоначальному закону, он должен был быть посвящен Богу для служения прихраме; со временем же, когда для этого служения избрано было одно только коленоЛевиино, то за первородных назначен был выкуп в пять священных сиклей».

Об этомговорит Книга Чисел: «Все, разверзающее ложесна у всякой плоти, которуюприносят Господу, из людей и из скота, да будет твоим; только первенец из людейдолжен быть выкуплен, и первородное из скота нечистого должно быть выкуплено; авыкуп за них: начиная от одного месяца, по оценке твоей, бери выкуп пять сиклейсеребра…» (Числ. 18: 15–16). По историческим данным, сикль — это монета весом около14 граммов серебра.

ПОЧЕМУХРИСТОС ИСПОЛНЯЕТ ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ОБРЯДЫ?
ОбрезаниеХриста и принесение Его Матерью жертвы очищения совершается во исполнение ветхозаветногозакона. Б. И. Гладков говорит: «В глазах евреев необрезанный не мог войти вобщество народа Божия; он не мог входить ни в храм, ни в синагоги; необрезанногоевреи не признали бы за Мессию. Равным образом, и Пресвятая Дева, не отбыв срокочищения, не могла бы считаться истинной израильтянкой. Вот почему были исполненывсе эти законные требования».

Событиеобрезания Младенца Иисуса также свидетельствует об истинности человеческой природыСпасителя. Толкователь Священного Писания Феофилакт Болгарский обличает отрицающихчеловечество Христа: «Да пристыдятся отселе те, кои говорят, что воплотился призрачно,ибо как обрезан, если воплотился призрачно?».

СамГосподь во время Своего общественного служения свидетельствует: «Не думайте, чтоЯ пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). Блаженный Феофилакт Болгарский говорит, что Господь «исполнил закон совершениемвсего сказанного о Нем пророками,… исполнил и все предписания закона». Святительтакже замечает, что Христос «…исполнил закон и в том смысле, что восполнил его,ибо Он в полном совершенстве начертал то, чего закон представлял одну тень».
ПРООБРАЗЫВЕТХОГО ЗАВЕТА В XРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ
ИсследователиБиблии отмечают, что обрезание было не только формальным телеснымзнаком. В книге Второзаконие Моисей говорит: «Обрежьте крайнюю плоть сердца вашего»(Втор. 10: 16), далее пророк Иеремия в своей книге в 9й главе говорит,что «весь дом Израилев с необрезанным сердцем» (Иер. 9: 26).

Современныйбогослов иерей Геннадий Егоров считает, что «обрезание — это знак и символ подчинениячеловека воле Божией, символ необходимости отрешиться от греховных дел плоти идуха, и поэтому главным объектом, которому это обрезание должно полагаться, являетсясердце, из которого выходят злые помышления и злые дела. Цель обрезания — вступлениес Богом в завет и в наследие Его обетования».

Важнозаметить, что обрезание имеет особое значение — оно прообразует Tаинство Крещения. Еще в Ветхом Завете Бог обещает Самчерез определенное время после плена обрезать сердца израильтян: «…обрежет Господь,Бог твой, сердце твое и сердце потомства твоего, чтобы ты любил Господа, Бога твоего,от всего сердца твоего и от всей души твоей, дабы жить тебе» (Втор. 30: 6). АпостолПавел говорит о том, что обрезание Авраама есть «печать праведности через веру»(Рим. 4: 11) и что во Христе верующие «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечениемгреховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2: 11). 

Совершается это духовноеобрезание в купели Крещения, после которой христиане становятся «мертвыми длягреха, живыми же для Бога» (Рим. 6: 11). Святитель Феофан Затворник пишет, что«христианское обрезание — обрезание сердца Духом по вере в Господа Иисуса Христа,в коем человек сбрасывает с себя тиранство греха».

Евангельскоесобытие Сретения Господня нашло отображение в богослужебной практике ПравославнойЦеркви в виде особого чина — «воцерковления». Этот обряд совершается через 40 днейпосле рождения ребенка. Священник читает особые молитвы над младенцем и его матерью,вносит младенца в храм к алтарю и затем отдает на руки восприемнику. Если ребенок— мальчик, священник вносит его в алтарь. Воцерковление является завершениемТаинства Крещения и символизирует собою включение младенца в число членов Церкви.
ЕДИНСТВОДВУХ ЗАВЕТОВ
Основойрелигиозного мировоззрения христианина является убеждение, что Ветхий и Новый Завет— единое Божественное Откровение, указывающее людям путь ко спасению.Христианин смотрит на Ветхий Завет, умудренный и просвещенный знанием Нового Завета.Все предписания ветхозаветного закона должны пониматься нами в качестве приготовлениялюдей к полноте Откровения, принесенного человечеству Спасителем, «ибо закон данчрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1: 17).

Такимобразом, мы наблюдаем преемственную связь между Ветхим и Новым Заветом, между обрядамиветхозаветной Церкви и христианскими таинствами. Общим является то, что человекпризван уклоняться от греха и стремиться к святости. Однако если в Ветхом Заветеэто заключалось во внешнем согласовании воли Божией и воли человеческой, то вНовом — в соединении с Богом.
Подготовил протоиерей Николай Баранов

 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика