Площадь святого Петра в Риме
Православие исповедует около 2% населения (1,2 млн.чел. в 2008 г.) страны. Это греки, румыны, болгары, другие выходцы с Балкан. ПрихожанеРПЦ в Италии представлены несколькимиволнами иммиграции. Решением Священного Синода от 27 декабря 2007 г. приходы РПЦв Италии были подчинены вновь образованной Богородской викарной епархии.

РАННЕЕCРЕДНЕВЕКОВЬЕ. ПАПСТВО И СВЕТСКИЕ ГОСУДАРИ

В 493г. остготы, овладев Италией, основали здесь свое государство со столицей в Равенне,где доныне сохранился мавзолей короля Теодориха. Будучи сам арианином, Теодорихустановил свободу верований в стране. В столице были воздвигнуты отдельные баптистериидля православных и ариан.

30 августа 526 г. Престарелый Теодорих скончался (каки Арий) от дизентерии. Его министр, выдающийся римский писатель и ученый Кассиодорпосле завоевания в 555 г. Италии Византией основал монастырь, развивал идеи святогоБенедикта Нурсийского, основателя ордена бенедиктинцев, считая, что монах долженсовмещать физический труд, душеполезное чтение и научные занятия.

В периодкратковременного возвращения Италии под власть империи (Восточной) император Юстинианвозвел в Равенне величественный храм — базилику Сан-Витале, украшенную прекраснымимозаиками. Папа в этот период управлял Италией наравне с наместником (экзархом)императора.

В 568г. ариане-лангобарды захватили Аппенины. У Византии остались лишь Рим, Равенна (сполосой земли между ними) и юг полуострова с островами. Лангобардское королевствопросуществовало два века, постоянно притесняя пап, тщетно надеявшихся на защитуимператоров, погрязших с VII в. в бесчисленных войнах. Папой в начале этого тяжелогопериода был избран Григорий I Великий (Двоеслов) (590—604).

Баптистерий православных (итал. Battistero Neonianoбаптистерий Неона)
 — в Равенне, самое древнее сохранившееся здание города (рубеж IV и V вв.),
 украшенное византийской мозаикой.

Под влиянием папы исвоей жены Теоделинды Агилульф стал в 603 г. первым из королей лангобардов, перешедшихиз арианства в Православие. Для коронации Агилульфа была изготовлена «Железнаякорона лангобардов». Узкий железный обруч внутри короны, по преданию, представлялсобой первоначально гвоздь от креста Спасителя, подаренный Теоделинде папой ГригориемI.

В VIIв. папство находилось в зависимости от византийского императора, который до 685г. утверждал вновь избранного папу, а затем передал это право своему экзарху. Большинствопап тех лет энергично отстаивали Православие в спорах с монофелитами и монофизитами.Папа Мартин I Исповедник на Латеранском соборе в 649 г. осудил монофелитов (какеретиков) и защищавший их эдикт императора Константа II Погоната. Святой Мартинбыл сослан в Херсонес, где и умер 16 сентября 655 г. После осуждения монофелитовна VI Вселенском Cоборе его мощи были перенесены в Рим.

В 728г. император-иконоборец Лев Исавр велел схватить папу Григория II, отказавшегосяот исполнения эдиктов, и отправить его в Константинополь. На защиту понтифика поднялосьнаселение, но отказаться от империи означало отдаться в руки лангобардов. Не желаяэтого, папа обратился за помощью к франкам.

Стефан III помазал на царство короляПипина Короткого и заключил с ним на основании подложного документа — «Константиновадара» — союзный договор. Разгромив лангобардов, Пипин в 756 г. передал в руки папыРавеннский экзархат, Рим и земли между ними. Лев III на Рождество 800 г. короновалего сына Карла Великого императорской короной, и тот занял место византийского императорапо отношению к папе. Хотя Лев III полностью подчинялся Карлу во всех вопросах, вплотьдо догматических, однако имел мужество отказаться включить в Символ веры тезис «филиокве».

ВЕЛИЧИЕ,УПАДОК И НОВОЕВОЗВЫШЕНИЕ ПАПСТВА (IX–XIII вв.)
Папы,пользуясь упадком императорской власти при наследниках Карла Великого, начиналистремиться и к светскому господству. В подложном документе IX в. — лжеисидоровыхдекреталиях — содержится мысль о папе — едином охранителе мира в Церкви, которомудолжны подчиняться не только митрополиты и епископы, но даже соборы и императоры.На этом основании папе Николаю I (858—867), рассылавшему во все концы своих легатов,в целом удалось утвердить свою верховную власть над Западной Европой.

Нопосле насильственной смерти Иоанна VIII настало глубокое политическое и нравственноепадение папства. До 962 г. папы находились в полной зависимости от графов Тускулумских.Несколько знатных римлянок из этого рода возводили на престол своих любовников,так что весь этот полувековой период называется правлением блудниц, или порнократией.Будучи самым аморальным папой во всей истории Церкви, Иоанн XII короновал в 962г. Императорской короной Оттона I, но год спустя был предан проклятию и лишен всехправ. 

Странным образом, но именно некоторые из пап периода порнократии активно поддержаликлюнийскую реформу, направленную на исправление церковных нравов. Сын главных «героев»порнократии — Марозии и папы Сергия III, папа Иоанн XI наделил полномочиями аббатамонастыря Клюни Одона, который в 936–942 гг. несколько раз посетил Италию, реформировавряд монастырей, включая Монте-Кассино. Из нравственной клоаки папство выбралосьна некоторое время благодаря своему союзу с императорами Оттонами (962—1002). Носо смертью Оттона III папство вновь стало жалким орудием в руках феодальных клик— одно время в Риме было одновременно трое пап.

С правленияимператора Генриха III, воспитанника клюнийцев, начинается возрождение папства.При шести папах фактически душой всего папского правления был монах Гильдебранд,будущий Григорий VII. Подготовленный им Латеранский собор 1059 г. освободил римскийпрестол от вмешательства феодалов в выборы — папа стал избираться коллегией кардиналов.

Избранный в 1073 г., Григорий VII определил своей деятельностью всю дальнейшую историюпапства. Он окончательно утвердил в католичестве целибат — безбрачие духовенстваи запретил инвеституру, чем лишил феодалов и верховную власть почти половины ихвладений. Отлученный от Церкви король Генрих IV пришел к папе в замок Каносса и,во власянице, босой, в январскую стужу 1077 г. три дня умолял его о прощении.

Мозаики базилики Сан-Витале
 в Равенне — редкий для Западной Европы образец
 раннехристианской монументальной живописи,
 созданной в технике византийской мозаики

В томже веке проведение политики религиозной терпимости к православным и мусульманампозволило завоевателю Сицилии Рожеру I заложить основы будущего Сицилийского королевства,первым королем которого в 1130 г. стал его сын Рожер II. Византийские православныемонастыри в Южной Италии были основаны еще греками, бежавшими сюда в период иконоборчества.При формальном подчинении латинским епископам греки сохраняли свой обряд и в течениеXII в.

Вормсскийконкордат 1122 г. стал непрочным компромиссом между императором и папой. Сто летспустя после Каноссы папа Александр III снова одержал полную победу над императором,попытавшимся было опереться на антипап. Фридриху I Барбароссе, после дикого разгромаРима (пол и главный алтарь собора святого Петра были залиты кровью), пришлось униженнопасть перед папой на колени в cоборе святого Марка в Венеции.

Триумфоммогущества папства стал понтификат Иннокентия III (1198—1216). В борьбе с ересьюкатаров возникли нищенствующие ордена францисканцев и доминиканцев, основанные ФранцискомАссизским и Домиником де Гарсесом. Эти ордена реформировали латинское монашествов сторону большего аскетизма. 

В своих буллах папа порой принимал тон государя. ПравлениеФридриха II Гогенштауфена стало периодом самого ожесточенного столкновения междупапством и империей. Зародившаяся в то время во Флоренции вражда гвельфов, поддерживающихпапство, и гибеллинов, опиравшихся на силы империи, два последующих века терзалаИталию. Последний выдающийся средневековый император, Фридрих II, не смог выдержатьборьбы с папами, и они более не имели соперников в Италии и во всей Священной Римскойимперии.

В этотпериод жил признанный наиболее авторитетным католическим философом всех времен,основатель томизма, итальянский монах-доминиканец Фома Аквинский († 1274), авторт. н. «пяти доказательств бытия Бога».
ВОЗРОЖДЕНИЕ,РЕФОРМАЦИЯ И КОНТРРЕФОРМАЦИЯ В ИТАЛИИ (XIV–XVII вв.)
Упадокпапской власти начался после Бонифация VIII, потерпевшего поражение от французскогокороля Филиппа IV. Время «Авиньонского пленения» пап (1308—1377) стало временемих полной зависимости от французского короля. Следующий 40летнийпериод, когда два-три папы и антипапы осыпали друг друга проклятиями из Рима, Авиньонаи Пизы, получил название «Великий западный раскол».

Его олицетворение — неаполитанецБальтазар Косса (антипапа Иоанн XXIII), чьи преступления уступают только таковымИоанна XII. Католическая Церковь в первой половине XV в. предпринимала попытки церковнойреформы на соборах в Пизе, Констанце и Базеле. Но к концу века папство сумело нейтрализовать постановлениясоборов, подрывавших

еговласть.

Италияв то время была охвачена гуманистическим движением, страна вступила в эпоху Возрождения,основная черта которой — светский характер культуры и ее антропоцентризм. Однимиз крупнейших центров Возрождения была Флоренция, где при главе республики ЛоренцоМедичи гуманизм отличался эпикурейско-языческим направлением. После его смерти настоятельмонастыря Сан-Марко, один из предшественников Реформации Джироламо Савонарола жестокимидиктаторскими методами предпринял попытку нравственного и государственного преобразованияФлоренции, но был свергнут и казнен.

Подвлиянием новой идеологии папы сделались, по сути, светскими государями и почти открытообратили религию в средство личного обеспечения, не забывая и своей родни. Непотизм(от лат. nepos — внук, племянник) привел к появлению «черной знати» — потомков непотов,получивших княжеские или герцогские титулы.

«Самая мрачная фигура папства» — АлександрVI, как и ранее Сикст IV, — меценат, любитель искусств, но в то же время крайнийциник, безнравственность которого отражена в прозвании его понтификата царствомВенеры. Юлий II (1503—1513) вошел в историю не только как один из наиболее воинственныхпап, но и как щедрый меценат искусства, им было начато строительство нового соборасвятого Петра. Деморализация курии дошла до того, что якобы сын Лоренцо Медичи папаЛев X откровенно называл христианство прибыльной для духовенства сказкой.

Религиознаяреформация XVI в. была протестом против всего этого. Встряска, заданная ею и взятиемв 1527 г. Рима взбунтовавшимися императорскими войсками (когда папа Климент VIIедва успел скрыться за стенами своего замка Святого Ангела и был выпущен оттуда,только заплатив фантастический выкуп в 400 тысяч дукатов) вызвала католическую Контрреформацию.Во второй трети XVI в. моральный облик папства кардинально меняется — на папскомпрестоле появляются энергичные личности, опиравшиеся на новый орден иезуитов.

Под главным алтарем римской базилики Санта Мария Маджоре
 находится реликварий, где хранятся пять кусков
 окованного железом дерева — части Вифлеемских яслей Христа

Тридентскийсобор (1545—1563) возвел на степень догматов учения о главенстве пап и о чистилище,утвердил безбрачие духовенства, причащение мирян под одним видом и т. д. Следующие300 лет Католическая Церковь не созывала общего собора, власть пап в ней была почтибезгранична. Контрреформация второй половины XVI в. опиралась на союз папства скатолическими монархами, особенно с испанским королем Филиппом II.

Суровый аскет,Пий V ходил в процессиях босой и без тиары, с помощью инквизиции уничтожил непотизми неукоснительно требовал строгости нравов от духовенства. Нарушителей папских прави еретиков он предал анафеме буллой «In coena Domini», вызвавшей протест даже католическихгосударей. Он создал Священную антиосманскую лигу, венециано-испанская армада которойразгромила 7 октября 1571 г. при Лепанто флот султана Селима. Следующий папа ГригорийXIII привел в порядок каноническое право, исправил календарь и построил летнюю резиденциюпап — Квиринальский дворец, в настоящее время это официальная резиденция президентаИталии.

Нов XVII в. притязания пап на всемирное владычество были уже анахронизмом. Во всехкатолических странах Европы проявляется стремление ограничить влияние папства всветских и даже в духовных делах. Павел V, конфликтовавший с Венецианской республикой,подверг ее интердикту — последнему по отношению к суверенному государству. УрбанVIII ошеломил современников возрождением непотизма: чтобы доставить своим племянникамвладение княжеством Кастро, он ввязался в войну с Венецией, Флоренцией, Пармой иМоденой. Но время безвозвратно ушло — протестанты победили в Тридцатилетней войне,Вестфальский мир 1648 г. признал их религиозную равноправность в Германии.

Обликпапства этого периода отразил Джакомо Квирини, личный секретарь Александра VII.«Александр — папа только по названию, — писал он. — Вопросы управления Церковьюон отодвигает от себя и думает только о том, чтобы жить в ничем не нарушаемом спокойствиидуха». Благодаря меценатству этого папы в Риме возник шедевр барочной архитектуры,— прекрасная колоннада на площади собора святого Петра, произведение Джованни ЛоренцоБернини. Климент IX был страстным любителем оперной музыки, сам сочинял либретто,на месте старой городской тюрьмы выстроил музыкальный театр.

Иннокентий XI, казалось,возродил времена аскетизма и морального ригоризма 100летней давности —вел суровый образ жизни, поправил финансовое положение папского государства, нопри этом отличился благотворительностью, лично оказывая помощь населению, страдавшемуот стихийных бедствий.

В XVIIIв. отношения между папами и даже католическими монархами, несмотря на дипломатическиеусилия Климента XI, становились все более натянутыми. «Клирик без хвастовства иалчности, князь без фаворитов, папа без непотов», Бенедикт XIV заключил конкордатыс Савойским герцогством, Испанией, Неаполитанским королевством и Португалией, носо стороны последней вскоре последовал удар: из страны были изгнаны иезуиты. 

ПапаКлимент XIII издал буллу в их защиту, но всеобщая ненависть к ордену привела к почтиповсеместному его изгнанию, в том числе в соседних папе Неаполе и Парме. Его преемникКлимент XIV уступил духу времени — осудил учение иезуитов и в 1773 г. буллой «Dominusас Redemptor» упразднил орден.

РИСОРДЖИМЕНТОИ МОНАРХИЯ. «ЭПОХА ПИЕВ»
С ПияVI в 1775 г. в истории папства начинается т. н. «Эпоха Пиев», период консерватизма.Италия же, наоборот, пробуждалась, период Рисорджименто (итал. il risorgimento —возрождение, обновление) отражал назревшую необходимость уничтожения отживших феодально-абсолютистскихпорядков и объединения страны.

Тяжкий удар нанесла папству Французская революция.Наполеон, заключив 15 июля 1801 г. с папой Пием VII конкордат, позднее объявил опрекращении его светской власти. Папа ответил буллой об отлучении императора отЦеркви, за что до низвержения Наполеона оставался в заточении.

Послепадения империи реакция в восстановленной Папской области была особенно сильна.Пий VII в 1814 г. Восстановил иезуитский орден. Борьбу с революционерами при содействииавстрийских войск и шаек разбойников вел Григорий XVI. Часть итальянских патриотовво главе с философом, священником Винченцо Джоберти надеялись поставить Пия IX (1846—1878)во главе объединения Италии, но во время революции 1848 г. папа бежал под покровительствонеаполитанского короля.

8 декабря 1854 г. Пий IX провозгласил новый догмат непорочногозачатия Пресвятой Девы (что, как и прочие католические т. н. «мариологические» догматы,Православная Церковь относит к области богословских мнений). Ватиканский собор 1869–1870гг. установил первенствующее положение папы и принял догмат о папской непогрешимости,что также было категорически отвергнуто как протестантами, так и Православной Церковью.

Достигнуввершины могущества в духовных делах, папа в тот же год безвозвратно потерял своюсветскую власть, державшуюся на штыках войск Наполеона III. После начала франко-прусскойвойны король Виктор-Эммануил занял Рим и Папская область была включена в составитальянского королевства. В 1871 г. положение папы было определено законом о гарантиях. 

Папа пользовался всеми правами главы Церкви, ему гарантировалась свобода осуществлениядуховной власти, свобода дипломатических контактов с любыми государствами; предоставленыранг и почести монарха, Ватикан, Латеранская базилика и вилла Кастель Сан-Гандольфо.Но папа отказался от содержания и объявил себя «ватиканским пленником». Буллой «Nonexpedit» он запретил всем католикам участвовать в политической жизни нового итальянскогогосударства.

ПреемникПия IX, Лев XIII, рассматривал себя прежде всего как главу миллионов католиков,чем укрепил свой авторитет в консервативных кругах. Энциклика «Rerum Novarum» от15 мая 1891 г. Сформулировала первые тезисы римско-католической социальной доктрины,которую его преемники дополняли и модифицировали в соответствии с менявшимися условиями. 

После его смерти конклав избрал (благодаря вмешательству австрийского императора)консервативного Пия Х. В 1904 г. в связи с парламентскими выборами католическиедеятели обратились к папе с просьбой отменить буллу «Non expedit». Не отменив буллу,папа предоставил епископам право решать в каждом отдельном случае, нужно ли католикамучаствовать в выборах.

Понтификатследующего папы (о котором нынешний, Бенедикт XVI, сказал, что для него одной изпричин выбора имени стало почтение к этому «апостолу мира») пришелся на суровыегоды Первой мировой войны (он назвал ее «самоубийством Европы») и первые кризисныепослевоенные годы. Бенедикт XV неоднократно обращался к воюющим сторонам с планамимирного урегулирования, с просьбами о прекращении огня на Рождество, но, как правило,эти просьбы игнорировались ими. 12 ноября 1919 г. им была официально отменена булла«Non expedit», в том же году в Италии образовалась католическая Народная партия.

В самомначале правления Пия XI в Ватикане видели угрозу создания двух потенциальных диктатур:фашистской и коммунистической. Второй они опасались гораздо сильнее, но и ставшаяв том же 1922 г. реальностью первая, выждав, заговорила (в лице Муссолини) с Ватиканомс позиции силы. Латеранские соглашения 1929 г., состоявшие из трактата и конкордата,признали за Ватиканом статус суверенного государства, а он, в свою очередь, призналитальянское государство со столицей в Риме. Ватикан оплатил свой суверенитет 15годами сотрудничества (отчасти вынужденного, отчасти добровольного) с фашистскимрежимом.
ЦЕРКОВЬВ ИТАЛЬЯНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ. ПРАВОСЛАВИЕ В ИТАЛИИ
Италияс 1946 г. стала республикой, Латеранские соглашения вошли составной частью в ееКонституцию. С концом понтификата Пия XII, возглавлявшего Католическую Церковь вгоды Второй мировой войны, заканчивается т. н. «Эпоха Пиев» (1958 г.). Четыре годаспустя Иоанн XXIII созвал II Ватиканский собор, сессии которого длились три годаи в основном — при новом папе Павле VI. Собор многое изменил в жизни католиков Италиии всего мира. Перемены претерпели месса и обряды католиков, приоритетом стали экуменическиеотношения.

Новыйконкордат, убравший понятие «государственная религия» из законодательства Италии,был заключен в 1984 г. Однако и сегодня более 95% населения страны формально являютсякатоликами и до 38% — активными прихожанами. Согласно опросу Eurobarometer 2005г. 74% жителей Италии верят в Бога, и только 6% — атеисты.

Православиеисповедует около 2% населения (1,2 млн. чел. в 2008 г.) страны. Это греки, румыны,болгары, другие выходцы с Балкан. Прихожане РПЦ в Италии представленынесколькими волнами иммиграции. Решением Священного Синода от 27 декабря 2007 г.приходы РПЦ в Италии были подчинены вновь образованной Богородской викарной епархии.До назначения епископа архипастырское окормление приходов сохраняется за архиепископомКорсунским.

1 марта 2009 г. РПЦ была возвращена церковь во имя Николая Чудотворцав Бари, построенная в начале ХХ в. по проекту академика Щусева. А совсем недавнов Риме построен замечательный храм во имя святой великомученицы Екатерины.

Храм во имя святой великомученицы Екатерины в Риме.
Начало XXI в.
В римскойбазилике Санта Мария Маджоре хранится приписываемая апостолу Луке икона Богородицы«Salus Populi Romani» («Спасение римского народа»), она является главным Богородичнымобразом Рима. В 1954 г. икона была коронована папой Пием XII. Тамже находится другая святыня — реликварий, где хранятся пять кусков окованного железомдерева — части Вифлеемских яслей Спасителя.
ВладимирМоисеенко

 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика