Запостовыми богослужениями полагается совершать множество поклонов. Я как-топостарался целиком исполнить этот устав, но через некоторое время у меня началакружиться голова, и я заметил, что уже не слышу слов канона, а думаю лишь отом, как бы продержаться до конца службы.

А после службы среди прихожан услышалтакой диалог: «Ты сколько сделал поклонов?» — «Точно не знаю, сбился со счета.А ты?» — «Где-то шестьдесят…» Расскажите, пожалуйста о смысле поклонов инасколько необходимо строго придерживаться данного устава».
Виталий,Киев

Отвечаетпротоиерей Александр Авдюгин:
Великийпост — это время поклонов. Если бы мы в полной мере выполняли правилаСтудийского устава, изначально принятого нашей Церковью, то суточный кругбуднего дня святой Четыредесятницы предполагал бы ежедневно 240 земныхпоклонов: во время чтения часов и светильничных молитв — 60, на вечерне — 100 ина утрени — 80.

Однако следует отметить, что в русских уставных статьях опоклонах имелось несколько предписаний, и в большинстве из них указывалось по300, иногда по 400 ежедневных поклонов. Характерно, что Церковь наша вплоть доконца XVII в. шла по пути ужесточения Устава. Попытка патриарха Никона заменитьземные поклоны на малые при совершении молитвы преподобного Ефрема Сирина и внекоторых частных богослужениях возмутила народ и духовенство. Патриархаобвинили в ереси и произволе, ссылаясь на преподобных Иоанна Дамаскина и НиконаЧерногорца, осуждавших «непоклонническую ересь».

Значение обряда
Сегодня,когда в обществе само слово «поклон» превратилось лишь в своего рода «фигуруречи» и многими воспринимается как выражение подобострастия, лести иуничижительного состояния, нередко можно слышать о том, что церковные правила опоклонах являются анахронизмом и чуть ли не рабской привычкой. На возражение,что мы совершаем земные и поясные поклоны, а также молимся на коленях всоответствии с православным обрядом, тут же следует обвинение в обрядоверии, втом, что, исполняя внешнее, мы забываем о внутреннем.

Действительно, уже кначалу XX в. (и вплоть до наших дней) в простонародном «бытовом благочестии»очень часто акцент ставился (и ставится) на сиюминутное, а порой и суеверноевнешнее. Обряд, таким образом, превращается в самостоятельную ценность, и,естественно, делается чисто протестантский вывод, что он противоположен«правильной вере», так как Христос сказал: «Царствие Божие внутрь вас есть!» (Лк. 17: 21).

Изначальнонегативное отношение к обряду однобоко и недопустимо. Ведь для совершениялюбого Таинства, любого богослужения неизбежно необходим определенный порядоких совершения, то есть обряд. И не следует этого бояться. У всех народовсвадьба, похороны или рождение ребенка связаны с теми или иными обрядами. Обряд— это язык, на котором мы говорим друг с другом о самом важном. Неудивительно,что Церковь прибегает к этому языку в общении с Богом.

Обряд дает возможность реальнойдуховной жизни, соединения внутреннего и внешнего. Внутреннее переживание,церковные Таинства получают объективный внешний знак, который, как веруетЦерковь, есть свидетельство совершившегося действия Божия. Именно через обрядосуществляется связь всех элементов мироустройства с жизнью человека. В символеобряда мир видимый, осязаемый, тот, который мы можем описать, ищет и находитточки соприкосновения с миром небесным.

Поклон — потребность души человека
Вполной мере это относится и к нашим поклонам, совершаемым как на общественномбогослужении, так и в домашней, келейной молитве. Для христианина очевидно, чтопрославлять Бога, воплотившегося во Христе, можно и должно душою и телом — всемсуществом. Поклон в церкви — это действие по доброй воле, это признание главнымв своей жизни — Бога, это шаг к освобождению от гордыни. 

Впоклоне проявляется и парадоксальность христианской веры. Кланяемся Богу,потому что это наше выстраданное убеждение, и не стыдимся этого, так какпоклоном выражаем свою свободу.

Средихристиан принято кланяться друг другу при встрече и заочно «передавать поклон»вместо привычного «привета». Между словами «Передай привет!» и «Передайпоклон!» есть большая разница. «Поклон» в своем значении несет намного большуюнагрузку и многогранность, чем мимолетно брошенный «приветик». Не надобнозабывать и то, что, для того чтобы поклониться друг другу, необходимоостановиться, то есть уйти от суетного.

Аразве не бросает нас на землю страдание или горе? Разве не сочетаем мымолитвенный крик души с этим внешним проявлением веры?

Поклоныявляются символическими действиями, в которых выражаются наши разнообразныечувства к Богу: покаяние и смирение, благоговение и трепет, ликование и хвала,благодарение и радость. Потребность преклониться перед величием и святостьюБога — неотъемлемое свойство духовной природы человека. Оно имеет множественныебиблейские и святоотеческие подтверждения:

—патриарх Авраам в лице трех странников поклонился единому Богу: «Владыка! еслия обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Быт. 18:3); 

—пророк Иезекииль при виде славы Господа пал на лицо свое (см.: Иез. 2: 1); 

—святые жены-мироносицы, встретив воскресшего Христа, с радостью «ухватились заноги Его и поклонились Ему» (Мф. 28: 9); 

—когда тайнозрителю Иоанну Богослову открылось видение Горнего Иерусалима, онувидел как «двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, ипоклоняются Живущему во веки веков» (Откр. 4: 10).

ПоклонениеБогу люди совершают с глубочайшей древности. Христианство, явив миру полнотуоткровения о Боге как всесовершенном Духе, поднимает людей на новую ступень,уча поклоняться Богу «в духе и истине» (Ин. 4: 23). Поэтому телесноесимволическое действие только тогда значимо, когда сопровождается благоговейно-молитвеннымвнутренним поклонением.
Духовный инструмент
Можносказать так: поклон — это как бы один из многих внешних инструментов длявнутреннего делания. Поклон нужен молящемуся подобно слову молитвы; он выражаетте чувства покаяния и душевного расположения, которые затруднительно выразитьсловами. Поклон нужен, чтобы помочь человеку прийти в состояние покаяния,душевного сокрушения, хотя бы немного осознать свою ничтожность пред Божиимвеличием.

Поклон выражает нашу готовность покориться воле Божией. Для гордогочеловека склонить перед кем-то голову, бывает, стоит тяжелых душевных усилий. Ипоклоны во время церковной службы помогают ему победить в себе гордость,смириться… Иными словами, поклонение «духом и истиною» прекрасно выражается иусиливается поклоном телесным.

Великийпост — это время сугубой молитвы, особых богослужений. Время покаяния, котороев полноте своей невозможно без помощи Божией. Именно поэтому Церковь своимУставом, своими Таинствами и обрядами старается, чтобы каждое ее чадо смогловернуть себе образ Божий, скрытый и затуманенный греховной суетой земной жизни.В это время поклоны на богослужении не только символ, но и средство достиженияединства с Богом.
***
Назаре своей церковной жизни, в период воцерковления (а было мне тогда чутьбольше 30-ти лет), я впервые посетил постовую службу в только что восставшей изнебытия Оптиной пустыни. Устав в монастыре строгий, монахи придерживаются егоревностно, поэтому поклонов там достаточно много. С известной рьяностью неофитаи внутренней самолюбивой уверенностью «чем я хуже?!» решил и я четко исполнятьвсе уставные предписания.

На утреннем богослужении (в первую седмицу поста)особых проблем с поклонами не возникло, а вот вечером, на Великом покаянномканоне Андрея Критского, когда не только монахи, но и паломники, намного старшеменя по возрасту, после каждого тропаря падали ниц, у меня сил не хватило.

Судивлением я смотрел на стоящую рядом пожилую женщину, которая легко инепринужденно отбивала поклоны. Слава Богу, что в тот вечер, после службы, намой вопрос к монаху о том, почему мне тяжело, а вот этой женщине нет, был данответ:

—Так ты только кланяешься, а она еще и молится.

Смыслэтого ответа стал понятен позже, когда пришло осознание, что молитва есть труд,и относится к ней надо очень серьезно.
***
Наприходах монастырский устав соблюдают редко. Но даже здесь нужно исходить изтого, что только тогда твоя молитва будет действенна, когда ты будешь думать нео том, где силы взять на очередной поклон, а когда это земное поклонение будетвыражением и продолжением молитвы. Поклоны — лишь средство достижения смиренияи образ нашего благоговения перед Богом, они не должны превращаться вформальную обязанность, особенно для тех, у кого проблемы со здоровьем. 

Отнюдьне призываю отбросить поклоны вообще и отменить уставные правила, но давайтевсе же подходить к дням святой Четыредесятницы с точки зрения того, что пост —это и труд, и радость. Он не должен вредить здоровью, и к Пасхе в твоеймедицинской карточке не должна добавиться еще одна глава с результатамимедицинских обследований и врачебными назначениями. У каждого своя мера сил ивозможностей.

Сегодня,особенно в дни постовые, в городских храмах бывает большое количествомолящихся, и довольно не просто при этом совершать поклоны, тем более земные.Здесь нет повода для трагедии, расстройства и тем более для обиды на техприхожан, кому удалось занять место «получше», как и нет смысла келейноотбивать пропущенные поклоны. Иное важно и необходимо: молитвенное участие вцерковной службе, внимание к смыслу читаемых богослужебных текстов. Постарайтесь,чтобы ум ваш не отвлекался от главного и, тем паче, не предавался раздражениюили осуждению. 

Внешнееповедение христианина не есть что-то маловажное, ненужное: «От небрежения кмалому легко и скоро переходим к небрежению о важнейшем и о всем» (святительИгнатий Брянчанинов). Сказанное в полной мере относится к поведениюправославного христианина в храме, в том числе к его участию в общественноймолитве, внешне проявляющемуся и в поклонах.
ПротоиерейАлександр Авдюгин

 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика