Кризис среднего возраста — стереотипное названиесложного состояния человека старше 30-ти. Что оно означает? Когда нет сил понятьсебя, нет душевных способностей принять несовпадение жизни с представлениями о ней,нет желания сталкиваться со своим собственным разочарованием в себе — мы говорим«кризис среднего возраста». И становится немного легче. Ведь мы объяснили свое состояние.И хотя оно от этого не изменилось, зато мы можем оставаться уверенными в своей способностипонимать себя и жизнь. Понимать, но не влиять. Понимать и при этом частенько испытыватьк ней неприязнь. Ведь она порой бывает не такова…
БЛАГОДАРНОСТЬКАЖДОМУ ДНЮ
МатушкаИулиания Шмеман в прологе к своим воспоминаниям «Моя жизнь с отцом Александром»написала: «Я встречаю каждый день как благословение. Каждое утро я чувствую себясчастливой, что в моей жизни есть еще один день. В моем возрасте тело немощно, номне повезло больше, чем многим. Я люблю жизнь». 

Как человек, многое повидавший насвоем веку, похоже, она знает, что говорит, когда сравнивает свое состояние «сомногими» — с крепким телом, не знающими нищеты эмиграции, но не любящими эту жизнь.Оказалось, это порой сложно — встречать с благодарностью каждый день своей истории.Состояние благодарения не типично.

Обычно наш современник встречает новый день вопросами:«Чего мне не хватает для счастья?», «Что еще я должен сегодня успеть?», «Как имдоказать, что именно я …?». Это состояние исходит из того, что мы чувствуем оструюнехватку чего-то еще, неудовлетворенность, а значит и недовольство.

Иногданам кажется (даже неосознанно), что наши силы и способности велики, и наши свершениядостаточно значимы, наш потенциал огромен. И мы оглядываемся вокруг и понимаем,что нет на свете другого такого исполина, способного оценить по достоинству
величиенаших свершений и возможностей.И тогда мы записываем себя в «до конца не оцененные»,«нелюбимые», «незначимые». А разве может радоваться жизни человек, оказавшийся вподобном положении? Неужели ему есть за что благодарить?

Люди,недовольные своей жизнью, карабкаются по скалам судеб в надежде достигнуть вершиныуспеха, найти то, чего у них нет. Некоторые из них срываются, некоторые сходятсяв схватке друг с другом, некоторым удается достигнуть, открыть, познать. И — о,ужас! — иногда даже это не удовлетворяет и не насыщает.

Трагично, невыносимо, носколько талантливых, известных, знаменитых так и не смогли полюбить жизнь и сорвались.Иногда в минуты испытаний, иногда на пике славы. У них были разные отношения с Богом.Хотя обращение души ко Творцу вовсе не гарантирует любви к жизни и веры в ПромыслБожий.

НЕБЕСНОЕИ ЗЕМНОЕ
МитрополитАнтоний Сурожский глубокомысленно рассуждает о том, что, приходя в храм, мы видимРаспятие и на нем — Иисуса Христа. В этом месте символизм встречается с эстетизмом,и мы порой можем наслаждаться художественным мастерством, палитрой красок… И редковспоминаем, как это выглядело в действительности: разорванные мышцы, кровь, стоны,терновый венец, вонзающийся в кожу…

Да, наблюдая красивое убранство храма, которое,конечно же, имеет свой смысл и значение, мы решаем, что Бог как-то связан в основномс красотой, искусством, эстетикой, комфортом, порядком. И когда в жизни мы встречаемболезнь, разрушение, горе, то вопрошаем: «Где же Бог?». Конечно, Бог не создавалболезнь, но Он показал нам, что есть единственный способ ее исцеления — претерпевание.

В этойсвязи позволю себе снова обратиться к воспоминаниям матушки Иулиании Шмеман. Описываяюношеские годы своего супруга, она рассказывает, как, обучаясь в Париже в русскомкадетском корпусе, Александр Шмеман подружился с директором корпуса, генералом Римским-Корсаковым.

Это был очень добрый, мудрый пожилой человек. Он любил поэзию и часто приглашалк себе Александра в кабинет, где читал ему стихи Пушкина, Тютчева, рассказывал остарой России. Генерал знакомил своего ученика и с историей религиозной мысли. Новот генерал умер. Александру, его брату Андрею и другим воспитанникам поручили перенеститело генерала из его комнаты в церковь.

«Им нужно было пройти узким коридором, итело генерала, очень тяжелое и уже начавшее пахнуть, неловко висело на руках мальчиков.Александр, исполненный любви и горя, впервые столкнулся с ужасом и уродством смерти…Он часто рассказывал мне о том ударе, который нанесла его вере и мировоззрению этапервая встреча со смертью, и о том, какие огромные усилия пришлось приложить, чтобыза уродством смерти увидеть реальность и красоту Царства Божия».

Такв нашей жизни небесное всегда соседствует с земным. Красота, невесомость, благоуханиеБожия мира идут рука об руку с болезнью, уродством, болью. Господь пришел, чтобыисцелить и утешить. Но утешение не связано с убеганием от разрушений, оно зависитот возможности идти до конца.
МАМАРДАШВИЛИ,ДЫРКА И БУБЛИК
Нет,Мераб Константинович, известный философ, ничего не писал про дырку от бублика. «Дыркаи бублик» — моя метафора, обозначающая взгляд, который точно подмечает недостачу,но проходит мимо достоинств. Очень часто можно слышать супружеский диалог, которыйя также изображу в виде метафоры: 

— Почемуты не сделала еще и …?
— Ноя же выполнила п. 1, 2, 3, 4, 5, а 6-й не успела.
— С1-го по 5-й — это твоя норма, и никто не будет тебя за это благодарить. А вот то,что не сделано, — просто ужасно. Это делает нашу семейную жизнь невыносимой.

Стоитли говорить, что, когда выполняется п. 6, основным тут же становится п. 7, а п.6 переходит в разряд нормы. Так, у пытающегося угодить быстро опускаются руки, имвсе время недовольны, а у того, кто предъявлял требования, возникает состояние праведногогнева и неудовлетворенности. Многие из нас успевают несколько раз за день начатьигру «Дырка и бублик».

Выходиз этой «увлекательной» (люди играют в нее с большой самоотдачей), ноприводящей к плачевным последствиям игры можно поискать в трудах людей, которыене боятся мыслить. Например, выводы Мамардашвили… Это также является ответом намногократно задаваемый вопрос «Как можно любить болезнь?». Я бы сказала, что МерабКонстантинович ответил на вопрос «Что можно любить в болезни?».

Он считал, что вминуты испытаний сама способность мыслить для него уже является радостной. Особенно еслиесть возможность мыслить честно и ясно, т. е. не идеализировать, не обесценивать,а видеть сложную действительность. Ведь способность мыслить — это способность выстраиватьсвое зрелое отношение к этой жизни; способность перерасти зависимость от чужогоспособа восприятия; способность принять решение. Даже если это будет: «Я бессилен.Мне нужна помощь». Это будет ваше решение о том, что вы исчерпались и нуждаетесьв поддержке.

Оченьмногие верят, что независимость обретается в ссорах и конфликтах. Однако основанезависимости — способность самостоятельно мыслить: осмысливать свой опыт, анализироватьдействительность, делать выводы, но понимать, что это лишь относительные выводы.Может быть, придет время, и их нужно будет развить дальше. Поэтому ни одна психологическаяили другая система взглядов не может быть положена вместо личного мышления. Этоявляется всего лишь дополнительным средством для попыток осмыслить жизнь и своеместо в ней.

Эффективнуювозможность исцеления от сосредоточенности исключительно на «дырах» предлагает имитрополит Антоний Сурожский: «…меня научили с самого детства ценить маленькие,мелкие вещи; …это было чудо, это была радость, и это можно было ценить годами… иза это я очень благодарен, потому что я умею радоваться самой мелкой вещи в момент,когда она приходит, и не обесценивать ее никогда». И это «не обесценивать никогда»очень перекликается с тем, что мы должны непрестанно благодарить.

«Акак благодарить, когда на душе сплошное недовольство тем, что имеешь?» — спроситчитатель. Найдите в своей душе место, где вы довольны хотя бы чем-то. Почувствуйте,вспомните то, чему вы искренне рады. Даже если это кажется вам маленьким, все равноотыщите. И начните благодарить с малого, с того, чем довольны!

Может быть, вы вспомните,что есть еще кто-то, за кого вы можете благодарить Создателя. Тот, кто хотя бы иногдавас утешает, кто относится к вам искренне. Так ваш «круг благодарности» будет растис каждым днем. И у вас появится возможность увидеть «бублик» в вашей жизни и выбратьсяиз «дыры недовольства». Благодарение — это и основа любви, и ее следствие. И тогдалюбой кризис превратится в опытность, неудовлетворенность — в терпение, а разочарованиев себе — в трезвый взгляд на свои возможности.

АнастасияБондарук

 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика