…Вжаркий день 3 августа 326 г., ближе к полудню, когда солнце в Иерусалиме находилосьпрактически в зените, город был необычно для этого времени многолюден. Никто неспешил укрыться в спасительную тень. Общее напряжение разрешилоськриками «Смотрите, вон там, несут!». Небольшая группа людей устанавливала на всеобщееобозрение предмет, вызывавший у большинства жителей Римской империиневольный трепет и даже ужас. Это был крест для казни уголовных преступников.


Вокругнего собрались немногочисленные представители Иерусалимской христианской общиныво главе с патриархом Макарием. Около патриарха стояла немолодая женщина скрасивым, несмотря на годы, лицом и благородной осанкой. Ее знали решительно всесобравшиеся в тот день люди.

Мать императора Константина царица Елена специально посетилаИерусалим, чтобы обрести святыни Страстей Господних и поклониться им. Почти тривека назад на этом кресте был распят Источник Жизни — Господь и Спаситель мира ИисусХристос. Но Он не только умер за грехи мира как Совершенный Человек, но и воскрескак Cовершенный Бог, заложив начало нового мира…

Ужеу самых первых, еще слабых и разрозненных христианских общинмы видим почитание не только Животворящего Креста Господня — «Ибо словоо кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых — силаБожия» (1 Кор. 1: 18), — но и других святынь, связанныхс жизнью, смертью и воскресением Спасителя. Евангелия повествуютнам о святынях Страстей Христовых — терновом венце, хитонеи погребальных пеленах Господа.
НОВАЯЖИЗНЬ СВЯТЫНЬ В ЕВРОПЕ
Сейчасэти святыни пребывают в Европе. Терновый венец — в Париже, погребальные пелены— в Турине, хитон Господа — в городе, бывшем когдато одной из четырехстолиц Римской империи, — Трире. К ним несколько раз в столетие,  когда святыни открыты для поклонения, совершаетсяпаломничество. В 2012 г. такое паломничество будет в Трире к хитону Господню.

…В306 г. Константин стал правителем Западной Галлии —Белгики. Столицей этой части империи былбольшой, красивый римский город Аугуста Треверорум — нынеТрир. До Константина здесь правил его отец Констанций Хлор(293–306). В Трир часто приезжала и подолгу здесь жила святая Елена, мать будущегоимператора Римской империи.
СВОБОДУХРИСТИАНАМ!
В 313г., находясь в Милане, Константин издал эдикт, дарующий христианамвозможность открыто исповедовать свою веру. После этого события, в корне поменявшегоположение Церкви, начали строиться христианские храмы.Первые три — храм Рождества Христова в Вифлееме, храм Гроба Господня в Иерусалиме исобор во имя святого апостола Петра в Трире — непосредственно поуказу императора Константина.

Произошло это после паломничества святойЕлены на Святую Землю. Собор во имя святого апостола Петра в Трире был возведендля благочестивого хранения хитона Господня. Землю под строительство храмаподарила христианской общине Трира лично святая Елена.

Этот город Константини Елена рассматривали как возможный вариант столицы ужене только Галлии, но и всей Римской империи. Константин,будучи реформатором, хотел строить империю не на языческом, ана совершенно ином — христианском основании. Более того, он мечтал о торжестве мировойхристианской цивилизации. И поэтому его мать, утвердившаяся ктому времени в любви ко Христу, помогала своему сыну во всех делах и совершила паломничествов Иерусалим.

ХИТОНГОСПОДЕНЬ
Христианскиеобщины, после веков гонений воспринимавшие все происходящее как чудо, с радостьюоткрыли для святой Елены святыни (их удалось сохранить во время преследований), связанныес жизнью Спасителя, Божией Матери и апостолов. СвятаяЕлена обрела в Иерусалиме хитон Господа, который достался воинам у Креста Спасителя (см.:Ин. 19: 23–24). Эту величайшую святыню, а также часть мощей апостола Матфия (одногоиз 70ти) она направила в Трир.

Хитон Христа сликованием встретили христиане города, благоговейно положив егов основанный по распоряжению святого Константинахрам во имя апостола Петра. Позднее, чтобы лучше сохранить святыню, ее со всех сторонобшили (в виде тканого ковчега). Историческим документом, рассказывающим об этомсобытии, является летопись «Augusta Treverorum»XI в. Профессор Трирского университета доктор Кетенхофендатирует документ еще более ранним временем. Известны чудеса, cовершившиеся послемолитв у святыни. Они записаны в отдельную летопись.

СвятаяЕлена отошла в вечность в 328 г. По свидетельству Евсевия Памфила, она скончалась наруках своего сына — святого Константина. Таккак Константин в то время находился в Трире, вероятнее всего, это событиепроизошло в этом городе. Позже мощи святой Елены были перенесены в Рим, а значительнаяих часть в V в. оказалась во Франции, однако глава равноапостольной царицы Еленыпочивает в Трире по сей день.
СОВСЕХ КОНЦОВ ЗЕМЛИ
В Vв. вся Западная Европа пережила нашествие варварских народов. Святыню надежно спрятали,а для Трира наступил долгий упадок. В Х в. началось возрождение города. Несколькопозднее — в ХІІ в. — на фундаменте старого храма, основанного святымиКонстантином и Еленой, был возведен величественный соборроманской архитектуры. Там, с ХІІ в. и по сей день, в закрытом ковчеге хранится хитонГоспода. (Эта традиция — сохранять святыни в закрытом виде — утвердилась на Западев период средневековья. Так хранятся и мощи святителя Николаяв г. Бари, и погребальные пелены Господа в Турине.)

В 1512г., когда в Европе началась Реформация, в Трирсовершил паломничество император Священной Римской империи Максимилиан.По его настойчивой просьбе святыню открыли и торжественно выставили длявсеобщего поклонения. Это событие стало известным всей Европе. С тех пор хитон Господанечасто, но все же открывают.

В 1810 г. перед святыней молилось 200тысяч паломников, в 1844 г. — более миллиона, а в 1933 г. — более двух миллионовчеловек. В 1891 г. исследованием хитона занимался профессор Виллемс. Опытные специалистыизучали его также в 70х годах прошлоговека. По словам хранителя хитона профессора Франца Ронига, исследовать самую древнюючасть святыни, плотно обшитую в тканый ковчег, очень трудно. Тем не менее многие факты,в том числе и исторического порядка, говорято хитоне в граде Трире как о подлинной одежде Иисуса Христа, которая была на Немво время Страстей Господних.

К святыням Трира совершают регулярные паломничестване только западные христиане, но и православные из России. Начало этому положилмитрополит Никодим (Ротов), который в 1973 г. посетил Трир и молилсяу хитона Господа.

Сейчас, когда границы открыты, большое количество людейприезжает в г. Трир помолиться. Паломники останавливаются вотеле святого апостола Фомы, в помещении которого созидаетсядомовой храм православной общины г. Трира. Теперь паломничество к западным святынямначинается с Литургии. Паломники поклоняются мощам равноапостольнойцарицы Елены, апостола Матфия, мученикам знаменитого Фивейского легионаи хитону Господню (подходят к капелле, где он хранится, молятся,стоя у врат).

Паломничествок хитону, когда будет возможность не только молиться, но и видеть святыню СтрастейГосподних (последний раз ее открывали в 1996 г.), состоится весной2012 г. Ожидается более миллиона верующих со всего мира. По причине того, что этусвятыню (так же как и Туринскую плащаницу) открывают нечаще четырех раз в столетие, особенно сильнойбудет молитвенная радость для паломников, изыскавших времяи возможность посетить ее.
ТимофейКитнис
 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика