«Мойхороший знакомый, человек верующий, но не церковный, в церковь ходит только набольшие праздники и, как правило, в храмы т. н. «Киевского патриархата». Япыталась ему объяснить, что не надо этого делать, но он говорит, что все вездеодинаковое, только язык разный, и, вообще, он ходит к Богу, а Господь вездеОдин и Тот же. Подскажите, как правильно рассказать человеку об истинности,каноничности, законности Церкви?»
Елена,г. Киев
Отвечаетпротоиерей Николай Баранов:
СвященноеПисание сообщает, что Христос после Воскресения из мертвых утверждает апостоловв особом служении. Так, Господь говорит: «…идите, научите все народы, крестя ихво имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам»(Мф. 28: 19–20), при этом «кто будет веровать и креститься, спасен будет; а ктоне будет веровать, осужден будет» (Мк. 16: 16).

Во время одного из явленийСпаситель обращается к апостолам: «мир вам! как послал Меня Отец, [так] и Япосылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Комупростите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:21–23). При Вознесении на небо Христос обещает ученикам: «вы примете силу,когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всейИудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1: 8).

АПОСТОЛЬСКОЕСЛУЖЕНИЕ
Послесошествия Святого Духа апостолы отправились из Иерусалима с евангельскойпроповедью, о чем пророчески говорит Псалтирь: «по всей земле проходит звук их,и до пределов вселенной слова их» (Пс. 18: 5). Посещая города и страны, ученикиГоспода основывали христианские общины, рукополагая епископов и оставляя ихсвоими преемниками. Об этом нам сообщает книга Деяний святых Апостолов: «Рукоположивже им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали ихГосподу, в Которого уверовали» (Деян. 14: 23).

Апостолы заповедали передавать черезтаинство епископского рукоположения всю полноту благодатных даров церковнойиерархии: «…напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через моерукоположение» (2 Тим. 1: 6), причем «рук ни на кого не возлагай поспешно…» (1Тим. 5: 22). Апостол Павел, обращаясь к Титу, прямо говорит: «для того яоставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всемгородам пресвитеров, как я тебе приказывал» (Тит. 1: 5).

ОТЦЫЦЕРКВИ ОБ АПОСТОЛЬСКОМ ПРЕЕМСТВЕ
Обапостольском преемстве говорят отцы древней Церкви. Так, священномученик ИринейЛионский во второй половине II в. свидетельствует: «Мы можем перечислитьепископов, поставленных апостолами в Церквах, и преемников их до нас».Священномученик Климент Римский в 95 г. пишет: «И апостолы наши знали черезГоспода нашего Иисуса Христа, что будет раздор о епископском достоинстве. Поэтой самой причине они, получивши совершенное предведение, поставиливышеозначенных служителей, и потом присовокупили закон, чтобы, когда онипочиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение».

Апостольскоепреемство является одним из признаков Церкви. Раннехристианский теологТертуллиан говорит: «Пусть покажут (еретики) основания своих церквей, раскроютчереду своих епископов, идущую от начала через преемство, и так, чтобы первыйимел наставником и предшественником своим кого-либо из апостолов, либо мужейапостольских (но такого, который пребывал с апостолами постоянно). Ибоапостольские Церкви таким именно образом доказывают свое положение».

СвятительФиларет (Дроздов) в своем «Катехизисе» говорит, что Церковь «непрерывно инеизменно сохраняет от Апостолов и учение, и преемство даров Святого Духа черезсвященное рукоположение».
ХРАНИТЬВЕРНОСТЬ АПОСТОЛЬСКОМУ ПРЕДАНИЮ
Важно,что такой способ сохранения и передачи иерархического служения не являлсянововведением. Протопресвитер Николай Афанасьев в своем труде «Церковь ДухаСвятаго» пишет: «Идея преемственности служений и лиц, исполняющих их, былаочень распространенной в древнем мире, как языческом, так и иудейском.

У наснет никаких оснований считать, что ее не имелось с самого начала в Церкви.Основой жизни первоначальной Церкви была традиция. «Ибо я от Господа принял то,что и вам передал…» (1 Кор. 11: 23). «Ибо я первоначально преподал вам, что ипринял…» (1 Кор. 15: 3). Преемство традиции было привычной мыслью для Павла, т.к. он сам до обращения был воспитан у ног Гамалиила (см.: Деян. 22: 3). Идеяпреемства традиции включает в себе идею преемства лиц, которые являются хранителямитрадиции».

Учитываяособую важность епископского служения, протоиерей Олег Давыденков в своем«Катехизисе» отмечает: «Церковь всегда тщательно следила, чтобы сохраняласьпреемственность епископата, восходящая к апостолам, чтобы не былосамосвятства».

Следуетсказать, что апостольское преемство выражается не только в непрерывной цепочкеепископских хиротоний. «Православная энциклопедия» сообщает, что оно включает всебя «верность церковной иерархии апостольскому Преданию в учении, всвященнодействии и в каноническом устроении Церкви». Только в этих условияххиротония будет действительной и законной и может быть гарантией сохраненияапостольской преемственности.

Святитель Василий Великий говорит, что «хотяначало отступления произошло через раскол, но отступившие от Церкви уже неимели на себе благодати… Ибо оскудело преподаяние благодати, потому чтопресеклось законное преемство». Богослов XX в. патриарх Сергий (Страгородский)пишет: «Церковь понимает под апостольским преемством, несомненно, не однувнешнюю, механическую передачу самого акта рукоположения, но и веру,соединяемую с этим актом, то есть сохранность в данном обществе апостольскогоучения о благодати священства».

«Православнаяэнциклопедия» определяет апостольское преемство как богоустановленный способсохранения и передачи иерархического служения в Церкви от святых Апостоловпосредством Таинства Священства.
ВОЗМОЖНОЛИ АПОСТОЛЬСКОЕ ПРЕЕМСТВО ВНЕ ЦЕРКВИ?
Апостольскоепреемство однозначно не может полноценно существовать вне Православной Церкви.Патриарх Сергий (Страгородский) пишет: «Громадное преимущество инославныхобществ, сохранивших у себя апостольское преемство, в том, что Церковь считаетих еще “церковниками”, “еще не чуждыми Церкви”; она еще сохраняет с ними“некоторое правило общения”, наподобие того, какое она имеет с падшими инесущими епитимию. Однако, если это несовершенное и ненадежное общение незавершится полным единением с Церковью в единой Евхаристии, все преимуществатаких инославных обществ пропадают без пользы».

Взаключение отметим, что апостольское преемство является одним из условий того,что Церковь благодатна. Все то существенное, чем обладала при апостолах основаннаяХристом Церковь, всегда в ней через это преемство сохраняется. И в этой Церквидействительно совершаются Таинства, а значит, она выполняет свое назначениевести людей ко спасению.

Наосновании сказанного постарайтесь объяснить Вашему знакомому, что Церковь важнаименно тем, что в ней люди могут получить благодать Святого Духа и соединитьсяс Богом. А благодатной является та христианская община, которая берет своеначало от апостолов (исторически это можно проследить по цепочке епископскиххиротоний) и которая сохраняет верность учению Церкви, т. е. не впадает в ересьили раскол.

 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика