Некоторые люди считают, что пост в смысле ограниченияпищи — дело необязательное, второстепенное, главное же — не говорить неправдыили не обижать ближнего. Так ли это?

  
Традицияпоста имеет древнее происхождение, о чем свидетельствует Библия. В самом началебытия человечества ярким примером поста был запрет нашим прародителям навкушение от древа познания добра и зла в Эдемском саду. Смысл поста для Адама иЕвы заключался не только в отказе от определенного рода пищи, но и в послушанииБогу.
Вдальнейшей библейской истории мы также встречаем многочисленные примеры поста.Известные праведники Ветхого Завета проводили многие дни в посте и молитве.Так, 40 дней постился пророк Моисей перед получением Заповедей Божиих. ПророкИлия перед явлением ему Господа также провел время в 40-дневном посте.

Ноне только отдельные люди налагали на себя пост. Жители целых городов проводиливремя в посте и покаянии. В книге пророка Ионы повествуется о покаянном постецаря и граждан города Ниневии, причем пост налагался на всех без исключения.

Иудеиво времена опасности или общественных бедствий считали религиозной обязанностьюналагать на себя пост, т. е. воздерживаться от пищи, приносить особые жертвы иусиленно молиться.

АрхимандритНикифор (Бажанов) в своей “Библейской энциклопедии” отмечает, что “постысоблюдались евреями с особенною строгостью, и вообще от вечера до вечера, т. е.24 часа, и отличались не только воздержанием от пищи, но даже и от всех других чувственныхпотребностей. При этом они обыкновенно облекались во вретище, снимали своисандалии, посыпали пеплом голову, ходили с неумытыми руками, с непомазанноюглавою; синагоги во время постов наполнялись воплями, полными печали ипокаяния”.

ВНовом Завете говорится, что Сам Христос перед началом своего служения 40 днейпостился в пустыне. Ученики Христа — апостолы, многие свои действия сопровождалипостом (Деян. 13: 2–3).

Важноотметить, что пост является не только древней традицией, но и необходимымэлементом духовной жизни верующего человека. Господь Иисус говорит о борьбе снечистой силой: “сей же род изгоняется только молитвою и постом” (Мф. 17: 21).

Святойправедный Иоанн Кронштадтский отмечает: “Кто отвергает посты, тот отнимает и усебя и у других оружие против многострастной плоти своей и против диавола,сильных против нас особенно через наше невоздержание, от которого происходит всякийгрех”.

Темне менее некоторые люди считают, что пост в смысле ограничения пищи — делонеобязательное, второстепенное, главное же — не говорить неправды или необижать ближнего. При этом часто ссылаются на слова Писания: “не то, что входитв уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека”(Мф. 15: 11). Подобное мнение встречается нередко, поэтому рассмотрим этотвопрос более внимательно. 

Господьобличает лицемерие книжников и фарисеев, которые уделяют чрезмерное вниманиесвоим преданиям. Одним из таких преданий было обязательное умывание рук передедой, причем строго оговаривалось количество воды, а также его время и порядок.Считалось, что если человек ел неумытыми руками, то он осквернял себя.

ИсследовательСвященного Писания архиепископ Аверкий (Таушев) замечает: “Соблюдение этихправил считалось настолько важным, что нарушивший их подвергался синедрионом наказаниювплоть до отлучения”. Неисполнение этих преданий книжники и поставили в винуХристу и Его ученикам.

Вответ Господь доказывает, что фарисеи в следовании своим преданиям сами доходятдо нарушений заповедей Божиих, в частности заповеди о почитании отца и матери.Дело в том, что книжники разрешали детям отказывать родителям в материальной поддержке,если они объявляли свое имущество посвященным Богу. При этом сам посвятившиймог продолжать пользоваться собственным имуществом, платя небольшой выкуп всокровищницу храма. Но за это он считал себя свободным от обязанностизаботиться о своих родителях, отказывая им в самом необходимом для их жизни ипропитания.

ПоэтомуГосподь, обличая фарисеев в лицемерии, и произносит слова о том, что на самомделе оскверняет человека. Оставшись наедине с учениками, Христос поясняет: “исходящееиз уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека, ибо из сердца исходятзлые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления— это оскверняет человека; а есть неумытыми руками — не оскверняет человека”(Мф. 15: 18–20). Таким образом, Христос не отвергает пост, а обличаетлицемерие.

АрхиепископАверкий поясняет: “Фарисеи не понимали разницу между чистотой физической инравственной, и полагали, что пища, если она нечиста или взята грязными руками,способна нравственно загрязнить человека, делая его нечистым перед Богом.Господь же показывает, что нравственно нечистым делает человека только то, чтоисходит из нечистого сердца”.

СвященноеПисание свидетельствует, что “Господня — земля и что наполняет ее, вселенная ивсе живущее в ней” (Пс. 23: 1). Апостол Павел отмечает, что “пища не приближаетнас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего нетеряем” (1 Кор. 8: 8). Поэтому мнение об осквернении человека пищей являетсяошибочным.

Опосте же Христос говорит в Нагорной проповеди: “Также, когда поститесь, небудьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобыпоказаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают наградусвою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явитьсяпостящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой,видящий тайное, воздаст тебе явно” (Мф. 6: 16–18).

СвятительИоанн Златоуст отмечает, что “у древних был обычай помазывать себя во времярадости и веселья, как это видно из примера Давида и Даниила”. При этомсвятитель поясняет, что “Христос заповедует помазывать голову не с тем, чтобымы непременно делали это, но чтобы тщательно старались скрывать пост — этостяжание свое”. Здесь Господь нас предостерегает беречься “закваски фарисейской,которая есть лицемерие” (Лк. 12: 1).

Говоряо мере телесного поста, можно обратиться к словам преподобного КассианаРимлянина. Он говорит: “Крайности с той и другой стороны равно вредны — иизлишество поста и пресыщение чрева. Знаем мы некоторых, которые, не бывпобеждены чревоугодием, низложены были безмерным постом, и впали в ту жестрасть чревоугодия, по причине слабости, происшедшей от чрезмерного поста”. Ипреподает нам общее правило воздержания, которое “состоит в том, что каждыйсообразно с силами, состоянием тела и возрастом столько пищи вкушал, скольконужно для поддержания здоровья тела, а не сколько требует желание насыщения”.

Прекрасновыразил смысл поста один из пророков Ветхого Завета Исаия. Иудеи обращаются кБогу: “Почему мы постимся, а Ты не видишь? Смиряем души свои, а Ты не знаешь?”.Господь устами пророка отвечает им: “Вот, в день поста вашего вы исполняетеволю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор ираспрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в этовремя так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. 

Таков ли тот пост, который Яизбрал, – день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, кактростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угоднымГосподу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма,угнетенных отпусти на свободу и расторгни всякое ярмо; раздели с голодными хлебтвой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, — одень его, и отединокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, иисцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет перед тобою, и славаГоспода будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, — и Господь услышит;возопиешь, — и Он скажет: «вот Я»” (Ис. 58: 3–9).

Поэтомуподвиг поста ни во что вменяется Господом, если христианин не будет в то жевремя соблюдать Божиих заповедей о любви и милосердии к ближнему. СвятительИоанн Златоуст риторически вопрошает: “Не говори мне, что «я столь много днейпостился, того и другого не съел, не пил вина, претерпел нечистоту», но покажимне, сделался ли ты кротким, между тем как был гневливым, и сделался личеловеколюбивым, между тем как до того был жестоким, потому что если ты упоенгневом, то зачем угнетаешь свою плоть?”.

Вотпочему пост для христианина должен быть и телесным, и духовным. Святитель ИоаннЗлатоуст говорит: “Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьмабесчестит его. Не одни уста должны поститься, — нет, пусть постятся и око, ислух, и руки, и ноги, и все наше тело”.
ПротоиерейНиколай Баранов

 

 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика