Нередков пост нам доводится получать приглашения на те или иные светские праздники, участиев которых сопряжено с опасностью пост нарушить, а неучастие — с опасностью обидетьотказом того, кто приглашает.

«Церковная православная газета» предложила священнослужителямответить на следующие вопросы: «Допустимо ли во время Великого поста приниматьучастие в нецерковных праздниках (днях рождения, «корпоративах»и т. п.)? Как в таких случаях найти «золотую середину» между необходимостью соблюдать пости нежеланием обидеть невоцерковленных ближних?».
ПротоиерейИгорь Рябко, заведующий кафедрой богословия Классического приватного университета(г. Запорожье), доцент, доктор философии:
— Святыеотцы учат о среднем, царском пути. Он пролегает между двумя крайностями. С одногокрая будет сидеть напыщенный самовлюбленный фарисей, с презрительной кривой ухмылкойотвергающий любые попытки вывести его из уныло-постного состояния. После каждогоотказа по его сердцу будет пробегать легкая приятная волна экстаза от самого себя— ревностного, строгого, праведного аскета, постникаи подвижника. С другого края будет вырвавшийся избутылки джин вседозволенности, возбужденно машущийразрешительным талоном, на котором будет написано: «Любовь выше поста и молитвы».На обратной стороне талона будет прописано, что любовь нужно проявить, в том числе,и через беспощадное методическое уничтожение всегонепостного, что стоит на столе в пределах досягаемости.

Гдеже середина между этими крайностями? Сам принцип поста описан Христом (см.: Мф.6: 16-18). Пост — это прежде всего внутреннее приближение к Богу без внешних признакови показных деклараций. Бог — это любовь, и чем больше в человекелюбви, тем больше в нем Бога. Оказать любовь ближнему в пост совесть требует ещенастоятельнее, чем в любое другое время. Если тебя пригласили на деньрождения или на какой-либо другой праздник, то, наверное, грехом будет обидеть человекаотказом. Или, еще того хуже, — гнушаться приготовленной с любовью пищей, котораясегодня, к тому же, и стоит немало. Но, придя на званый пир, нельзя и любовь Богак тебе обижать, полностью забывая о воздержании. Нарушить пост можно и, может быть,в некоторых случаях даже нужно, но немного и в меру. А потом не забыть и компенсировать нарушениесугубым духовным подвигом.

МитрополитАнтоний Сурожский в одной из бесед приводит следующий пример. Будучи доктором,он занимался с одной очень бедной семьей. Они, собрав деньги буквально по грошу,купили цыпленка, приготовили в качестве угощенияи пригласили доктора на обед. А происходило это в конце Великого поста.Будущий архиерей «на этого цыпленка посмотрел и увидел в нем конец своего постногоподвига». Он съел в этот день кусочек мяса, ставший для него проявлением жертвеннойлюбви и благодарности. Если мы сможем жить в пространстве любви к Богу и людям,у нас не будет даже возникать вопросов, что можно или чего нельзя. Блаженный Августинговорил: «Люби Бога и делай, что хочешь». И он был прав в том, что любовь к Богу,а значит и к людям, всегда будет путеводителем между тем, что можно, и тем, чегонельзя.
ИерейИоанн Тронько, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец»и храма во имя святителя Петра (Могилы) г. Киева:
— Изжития преподобной Марии Египетской мы узнаем о древней монашеской традиции Иорданскогомонастыря: на время Великого поста подвижники покидали стены обителидля того, чтобы совершать подвиг свой втайне. Многие ли из читателей газетымогут исчезнуть из мира в эти дни? Большинство современных христиан не могут себепозволить оставить свои семьи, рабочие места, друзей и просто тех, кто в нас нуждается.

В подготовительноеперед Великим постом воскресенье, именуемое Неделей о Страшном суде, Церковь напоминаласвоим верным о главном деле христианина – служении ближнему.Современный человек не всегда готов замечать боль и одиночество рядом.Накормить детей улицы бутербродами, посетить «в темнице одиночества» престарелую соседку,навестить в больнице не обязательно близкого человека, протянутьруку потерявшемуся в жизни, не нашедшему свой дом ближнему — все это требует душевныхи физических усилий.

И всеэто как раз и подразумевает пост: не только уединенный духовныйтруд, но и готовность быть открытыми и доступными дляобщения, ведь есть немало дней или праздников, которые важны для наших друзей изнакомых. Получив приглашение на день рожденияили корпоративный праздник, православный христианин беспокоится: непридется ли нарушить пост, вкушать скоромную пищу, предаваться увеселению? 

Но естьи другая сторона: не обидит ли друга наш отказ, не соблазнит ли наше отчуждениеколлег по работе, не оттолкнет ли их от Христа и Его Церкви? Многим воцерковленнымхристианам кажется, что участие в светском празднике осквернит их, принесет вреддуше. А можно ли сделать так, чтобы своим присутствием освятитьторжество, внести свой вклад во встречу, сделать общение теплым и взаимно полезным?К сожалению, мы бываем двойственны в жизни: в храме — одни, на работе и дома — иные,стесняемся свидетельствовать о нашей вере, говоритьо вечности. Очевидно, что наша вера может придать смысл — «осолить» любое обществои компанию, об этом говорит нам Сам Господь (см.: Мф. 5: 13-16).

Попавв пост за стол с обилием скоромных блюд, не все умеют правильно себя вести. Приходилосьнаблюдать, как взволнованная хозяйка спешно пытается приготовить постную пищу заявившемуо своих духовных подвигах гостю. А ведь Спаситель учитнас совершать пост втайне (см.: Мф. 6: 17-18). Вот как об этом пишет святой праведныйАлексей Мечев: «Когда бываешь в чужом доме и подают скоромное, неследует отказываться и тем осуждать других… если подадут чтоскоромное в постный день, не надо пренебрегать и отказываться. А дома можно восполнить этотпробел усилением либо телесного поста, а главное — духовного: т. е. не раздражаться, неосуждать и проч.».

В стихирепонедельника первой недели Великого поста поется: «Постимся постом приятным, благоугоднымГосподеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка,ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания,лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный». Такойпост станет радостным и плодотворным не только для нас, но и для наших ближних.
Протоиерей Артемий Литвинов, настоятель храма в честьПокрова Пресвятой Богородицы с. Гатное Киево-Святошинского р-на Киевской области:
— Намой взгляд, от участия в нецерковных праздниках в Великий пост следует воздерживаться.Можно ограничиться поздравлением, объяснив человеку, пригласившему вас на тот илииной праздник, что по определенным обстоятельствам вы не можете участвовать в нем. Отвечаяна второй вопрос, отмечу, что пост начинается с благословения и меру поста определяетдуховник (если нет духовника — священник того прихода, который посещает тот илииной человек). В связи с этим мера поста для каждого своя.
Чтокасается нежелания обидеть невоцерковленного ближнего тем, что ты соблюдаешь пости по этой причине не можешь принять участие в праздновании, уместно вспомнить ответапостолов Петра и Иоанна членам синедриона, приказывавшим им «не говорить и не учитьо имени Иисуса». Как мы знаем из книги Деяний святых апостолов, Петр и Иоанн «сказалиим в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (Деян.4: 18-19). И в рассматриваемом случае нам также следует задать себе вопрос: когонам следует слушаться больше — тех, кого мы не хотим обидеть, или же Бога? Конечно,Бога. И Господь говорит в Святом Евангелии: «Кто любит отца или мать более, нежелиМеня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10: 37).

Разумеется,и в отношении поста бывают исключения из правил. Известны случаи, когда святые,исходя из того, что любовь — превыше поста, благословляли послабить пост в той илииной мере. Но это именно исключения из правил, и они единичны.

Еслиситуация складывается таким образом, что участие в светском празднике предположительнопозволит нам приобрести того или иного человека для Бога, даст ему возможность сделатьхотя бы шаг навстречу Богу, то в данной ситуации цель оправдывает средства. Но вовсех случаях мы должны действовать не в угоду людям, а в угоду Богу. И, конечноже, нельзя вышеупомянутый мотив использовать для того, чтобы на протяжении всегоВеликого поста расхаживать по праздникам и вечеринкам.

Есличеловек хочет и пост не нарушить, и невоцерковленного ближнего (как сформулированов вопросе) не обидеть отказом от участия в праздновании — нужно идти к духовникуи испрашивать у него благословение. Нет такой возможности — следует руководствоватьсясовестью или, если родители верующие, — родительским благословением. Относительнопоследнего уместно привести воспоминание епископа Арсения (Жадановского) о святомИоанне Кронштадтском: «Однажды в Великом посту отец Иоанн тяжело заболел: докторапредписали ему скоромную пищу. Тогда он запросил свою мать, благословляет ли онаего на это, и получил такой ответ: “Лучше умри, но не нарушай устава Святой Церкви”».Праведный Иоанн Кронштадтский неукоснительно выполнил родительское благословениеи вскоре был здоров.
Подготовил Михаил Мазурин

 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика