Нередков пост нам доводится получать приглашения на те или иные светские праздники, участиев которых сопряжено с опасностью пост нарушить, а неучастие — с опасностью обидетьотказом того, кто приглашает. «Церковная православная газета» предложила священнослужителямответить на следующиевопросы: «Допустимо ли во время Великого поста приниматьучастиев нецерковных праздниках (днях рождения, «корпоративах»и т. п.)? Как в таких случаях найти «золотую середину» между необходимостью соблюдатьпости нежеланием обидеть невоцерковленных ближних?».
ПротоиерейИгорь Рябко, заведующий кафедрой богословия Классического приватного университета(г. Запорожье), доцент, доктор философии:
— Святыеотцы учат о среднем, царском пути. Он пролегает между двумя крайностями. С одногокрая будет сидеть напыщенный самовлюбленный фарисей, с презрительной кривойухмылкойотвергающий любые попытки вывести его из уныло-постного состояния. После каждогоотказа по его сердцу будет пробегать легкая приятная волна экстаза от самого себя— ревностного, строгого, праведногоаскета, постникаи подвижника.С другого края будет вырвавшийсяизбутылки джин вседозволенности,возбужденно машущийразрешительным талоном,на котором будет написано: «Любовь выше поста и молитвы».На обратной стороне талона будет прописано, что любовь нужно проявить, в том числе,и через беспощадное методическоеуничтожение всегонепостного,что стоит на столе в пределахдосягаемости.
Гдеже середина между этими крайностями? Сам принцип поста описан Христом (см.: Мф.6: 16-18). Пост — это прежде всего внутреннее приближение к Богу без внешних признакови показныхдеклараций. Бог — это любовь, и чем больше в человекелюбви, тем больше в нем Бога. Оказать любовь ближнему в пост совесть требует ещенастоятельнее,чем в любое другое время. Если тебя пригласили на деньрождения или на какой-либо другой праздник, то, наверное, грехом будет обидеть человекаотказом. Или, еще того хуже, — гнушаться приготовленной с любовью пищей, котораясегодня, к тому же, и стоит немало. Но, придя на званый пир, нельзя и любовь Богак тебе обижать, полностьюзабывая о воздержании. Нарушить пост можно и, может быть,в некоторых случаях даже нужно, но немного и в меру. А потом не забыть и компенсироватьнарушениесугубым духовнымподвигом.
МитрополитАнтоний Сурожскийв одной из бесед приводит следующий пример. Будучи доктором,он занимался с одной очень бедной семьей. Они, собрав деньги буквально по грошу,купили цыпленка, приготовилив качестве угощенияи пригласили доктора на обед. А происходило это в конце Великогопоста.Будущий архиерей «на этого цыпленка посмотрел и увидел в нем конец своего постногоподвига». Он съел в этот день кусочек мяса, ставший для него проявлением жертвеннойлюбви и благодарности. Если мы сможем жить в пространстве любви к Богу и людям,у нас не будет даже возникать вопросов, что можно или чего нельзя. БлаженныйАвгустинговорил: «Люби Бога и делай, что хочешь». И он был прав в том, что любовь к Богу,а значит и к людям, всегда будет путеводителем между тем, что можно, и тем, чегонельзя.
ИерейИоанн Тронько, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец»и храма во имя святителя Петра (Могилы) г. Киева:
— Изжития преподобной Марии Египетской мы узнаем о древней монашеской традиции Иорданскогомонастыря: на время Великого поста подвижникипокидали стены обителидля того, чтобы совершать подвиг свой втайне. Многие ли из читателейгазетымогут исчезнуть из мира в эти дни? Большинство современных христиан не могут себепозволить оставить свои семьи, рабочие места, друзей и просто тех, кто в нас нуждается.
В подготовительноеперед Великим постом воскресенье, именуемое Неделей о Страшном суде, Церковь напоминаласвоим верным о главном деле христианина– служении ближнему.Современныйчеловек не всегда готов замечать боль и одиночестворядом.Накормить детей улицы бутербродами, посетить «в темнице одиночества» престарелуюсоседку,навестить в больнице не обязательно близкогочеловека, протянутьруку потерявшемуся в жизни, не нашедшему свой дом ближнему — все это требует душевныхи физических усилий.
И всеэто как раз и подразумеваетпост: не только уединенныйдуховныйтруд, но и готовностьбыть открытыми и доступнымидляобщения, ведь есть немало дней или праздников, которые важны для наших друзейизнакомых. Получив приглашениена день рожденияили корпоративный праздник, православныйхристианин беспокоится:непридется ли нарушить пост, вкушать скоромную пищу, предаваться увеселению? Но естьи другая сторона: не обидит ли друга наш отказ, не соблазнит ли наше отчуждениеколлег по работе, не оттолкнет ли их от Христа и Его Церкви? Многим воцерковленнымхристианам кажется, что участие в светском празднике осквернит их, принесетвреддуше. А можно ли сделатьтак, чтобы своим присутствиемосвятитьторжество, внести свой вклад во встречу, сделать общение теплым и взаимно полезным?К сожалению, мы бываем двойственны в жизни: в храме — одни, на работе и дома — иные,стесняемся свидетельствоватьо нашей вере, говоритьо вечности. Очевидно, что наша вера может придать смысл — «осолить» любое обществои компанию, об этом говорит нам Сам Господь (см.: Мф. 5: 13-16).

Попавв пост за стол с обилиемскоромных блюд, не все умеют правильно себя вести. Приходилосьнаблюдать, как взволнованная хозяйка спешно пытается приготовить постную пищу заявившемуо своих духовныхподвигах гостю. А ведь Спасительучитнас совершать пост втайне (см.: Мф. 6: 17-18). Вот как об этом пишет святой праведныйАлексей Мечев: «Когда бываешь в чужом доме и подают скоромное,неследует отказываться и тем осуждать других… если подадутчтоскоромное в постный день, не надо пренебрегать и отказываться. А дома можно восполнитьэтотпробел усилением либотелесного поста, а главное — духовного: т. е. не раздражаться,неосуждать и проч.».
В стихирепонедельника первойнедели Великого поста поется: «Постимся постом приятным,благоугоднымГосподеви: истинный пост есть злых отчуждение,воздержание языка,яростиотложение, похотей отлучение,оглаголания,лжи и клятвопреступления.Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный». Такойпост станет радостным и плодотворным не только для нас, но и для наших ближних.
Протоиерей Артемий Литвинов, настоятель храма в честьПокрова Пресвятой Богородицы с. Гатное Киево-Святошинского р-на Киевской области:
— Намой взгляд, от участия в нецерковных праздниках в Великий пост следует воздерживаться.Можно ограничиться поздравлением, объяснив человеку, пригласившему вас на тот илииной праздник, что по определенным обстоятельствам вы не можете участвовать в нем. Отвечаяна второй вопрос, отмечу, что пост начинается с благословения и меру поста определяетдуховник (если нет духовника — священник того прихода, который посещает тот илииной человек). В связи с этим мера поста для каждого своя.
Чтокасается нежелания обидеть невоцерковленного ближнего тем, что ты соблюдаешь пости по этой причине не можешь принять участие в праздновании, уместно вспомнить ответапостолов Петра и Иоанна членам синедриона, приказывавшим им «не говорить и не учитьо имени Иисуса». Как мы знаем из книги Деяний святых апостолов, Петр и Иоанн «сказалиим в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (Деян.4: 18-19). И в рассматриваемом случае нам также следует задать себе вопрос: когонам следует слушаться больше — тех, кого мы не хотим обидеть, или же Бога? Конечно,Бога. И Господь говорит в Святом Евангелии: «Кто любит отца или мать более, нежелиМеня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10: 37).
Разумеется,и в отношении поста бывают исключения из правил. Известны случаи, когда святые,исходя из того, что любовь — превыше поста, благословляли послабить пост в той илииной мере. Но это именно исключения из правил, и они единичны.
Еслиситуация складывается таким образом, что участие в светском празднике предположительнопозволит нам приобрести того или иного человека для Бога, даст ему возможность сделатьхотя бы шаг навстречу Богу, то в данной ситуации цель оправдывает средства. Но вовсех случаях мы должны действовать не в угоду людям, а в угоду Богу. И, конечноже, нельзя вышеупомянутый мотив использовать для того, чтобы на протяжении всегоВеликого поста расхаживать по праздникам и вечеринкам.
Есличеловек хочет и пост не нарушить, и невоцерковленного ближнего (как сформулированов вопросе) не обидеть отказом от участия в праздновании — нужно идти к духовникуи испрашивать у него благословение. Нет такой возможности — следует руководствоватьсясовестью или, если родители верующие, — родительским благословением. Относительнопоследнего уместно привести воспоминание епископа Арсения (Жадановского) о святомИоанне Кронштадтском: «Однажды в Великом посту отец Иоанн тяжело заболел: докторапредписали ему скоромную пищу. Тогда он запросил свою мать, благословляет ли онаего на это, и получил такой ответ: “Лучше умри, но не нарушай устава Святой Церкви”».Праведный Иоанн Кронштадтский неукоснительно выполнил родительское благословениеи вскоре был здоров.
Подготовил Михаил Мазурин
 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика