Идутпредуготовительные недели пред Великим постом. В эти дни на всенощном бдениизвучат умилительные слова покаянных тропарей. Первый из них: “Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче,утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весьосквернен; но, яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию”.
Святая Четыредесятница. Время сугубой молитвы ипокаяния. Господь вновь предоставляет нам очередную возможность привести нашидуши, наше духовное “я”, в порядок, достойный грядущего светлого праздникаПасхи.
Сколькобы раз мы не начинали проводить Великий пост, всегда возникает масса вопросов ипреткновений, а часто и откровенных недоразумений, связанных с этими покаяннымиднями. Это не удивительно. Путь к Богу – тернист и сложен. Для внешнегочеловека или неофита, то есть недавно пришедшего в храм, изначально труднопонять, что доброе почти всегда приобретается с трудом. “Царство Божиенудится”, с усилием приобретается, говорит Евангелие.

Врагу мира сего крайненежелательно, чтобы мы отказывались от его услуг и стремились жить по заповедямБожиим. Препятствия во дни Четыредесятницы обязательно последуют. Очень частоони труднопреодолимы не только для недавно пришедших, но и для тех, ктоявляется постоянным прихожанином, для кого храм Божий и молитва – необходимаячасть жизненных будней.

Различныхрекомендаций, пособий, уставов и советов о том, как наиболее плодотворнопровести время Великого поста, написано множество. Есть правила, обязательныедля всех, есть исключения и послабления. Церковь с любовью и пониманиемотносится к каждому своему чаду, вступившему на поприще реального покаяния,стремящегося к изменению своей греховной сущности, к духовному преображению.

Ненужно забывать, что каждый из нас может вместить лишь ту меру покаяния, ккоторой он готов сегодня. Нет одинаковых. Общее лишь одно: по ступеням духовнойлестницы, ведущей к Богу, восходят постепенно, и чем выше эта ступень, тембольшего труда она требует. Нельзя брать ту меру постового делания, которая намне под силу, как и нельзя оставаться на достигнутой высоте. Вся жизньхристианина проходит в покаянии, так как с прекращением покаяния прекращается идуховное существование человека.

Вотпочему преподобный Амвросий Оптинский пишет: “Покаяние не совершается (неоканчивается) до гроба и имеет три свойства или части: очищение помыслов,терпение находящих скорбей и молитву, т. е. призывание Божией помощи противзлых прилогов вражиих. Три эти вещи одна без другой не совершаются. Если одначасть прерывается, то и другие две не тверды бывают”.

Многонаших раздумий, вопросов и недоумений в дни Великого поста связаны именно спокаянием, которое имеет свое завершение в Таинстве Исповеди.

Какисповедоваться? Насколько часто подходить под священническую епитрахиль? Какбыть с забытыми и неосознанными грехами? — это именно то, что чаще всегобеспокоит прихожан в Четыредесятницу.

Этоне удивительно. Христово Воскресение, Светлая Пасха лишь тогда касается сердцаво всей полноте, когда в тебе звучит симфония соединения внутреннего ивнешнего, когда белый цвет твоего праздничного наряда находится в гармонии сдуховной чистотой, “паче снега убеленной”.

Итак,Исповедь. С чего начать?

Длятого, кто пришел на нее впервые, — с самого главного — с рассказа о техмоментах своей прошедшей жизни, о которых стыдно говорить и которые мы прячемото всех. Вспомните то, что тщательно скрываем с внутренним пожеланием:“Господи, хотя бы никто не узнал!”, или о том, что правдами и неправдамиизгоняется из собственных воспоминаний.

Слово “грех” происходит от глагола“греть”, и определить, что “огревает”, жжет душу и вгоняет в краску, —практически всем под силу. Труднее рассказать о грехе, преодолеть внутреннеесопротивление. Но, как только осилим это препятствие, мы сможем, как говоритапостол Лука, “прийти в себя” (Лк. 15: 17). Далее Исповедь будет проще, да ираскаяние в главном откроет массу иных согрешений, которых раньше мы и незамечали.

Впервыеисповедующийся смущается в ожидании возможной реакции на данные откровениясвященника, принимающего Исповедь. Это смущение имеет вполне конкретного “хозяина”,которого Господня молитва четко определяет: “избави нас от лукавого”.

Длясвященника же всегда радостно, что пред ним стоит тот, кто решилсядействительно покаяться, как и всегда печально, когда кающийся говорит общими иничего не значащими фразами. Часто приходится слышать даже такое определениесобственного духовного состояния: “Грешна (-ен) во всём!”. Это не Исповедь, эточеткая попытка уйти от покаяния, от преображения духовного.

НаИсповеди нужно обязательно быть последовательным. Это, возможно, и не стольтрудно. Для этого лучше всего составить перечень своих грехов по пунктамзаповедей Божиих. Сомнительно и часто крайне не полезно пользоваться некоторыми“руководствами к Исповеди” (типа брошюры “Лекарство от греха”), изданными ираспространяемыми без богословской оценки и благословения священноначалия.

Подобные издания, смакуя разновидности греха и по ходу изобретая такие“прегрешения”, о которых грешник ничего не знал и не думал, приводят крастерянности и унынию. Намного проще и полезней просто посоветоваться сосвященником, попросить у него помощи, чтобы он подсказал, что греховное можетбыть забыто или не осознано по неведению и не понимается.

Ещеодной особенностью “правильной Исповеди” есть то, что в ней не должно бытьпоиска виновных нашего греха. К сожалению, первое, чему мы быстро и оченьуспешно учимся в этом мире, – это умению оправдываться, находить виновныхсвоему греху. Греху нет оправдания, какие бы внешние обстоятельства ему неспособствовали.

Естественно,что наше желание искренне покаяться будет испытывать серьезные препятствия,поэтому для тех, кто сильно волнуется, кто забывчив или в преклонном возрасте,вполне возможно, да и полезно, заранее написать на листочке основные пунктыгрядущей Исповеди.

Понятие“генеральная Исповедь”, о которой столь много сегодня говорят и даже вводят вряд обязательной для новоначальных, к мирянам отношения не имеет. ТакуюИсповедь проходят будущие священнослужители перед рукоположением. Мирянину, дляболее полной, своего рода “качественной” Исповеди, где не будет толькоперебирания прегрешений последних дней, вполне уместно и полезно выделитьнесколько постовых дней для своего рода “воспоминаний”.

Разбейтесвою прошедшую жизнь на периоды, этапы или определенные временные отрезки ипопытайтесь вспомнить, что было главным для вас в эти годы. Посмотрите на фототех лет, поговорите с родными и знакомыми, которые были в те годы вместе свами. Обязательно откроются факты, о которых вы уже и печалиться забыли и вкоторых есть смысл покаяться.

Влюбом случае, даже если вы уже не первый раз стоите пред Евангелием и Крестом,надобно знать, что Богу нужны не ваши грехи, а раскаяние, и что нет такогогреха, которого бы Господь не простил, если у вас есть искреннее желание от нихизбавиться.

Вполнев наших силах добиться того, чтобы во дни Великого поста заключительныйпокаянный тропарь храмовой утрени: “Множества содеянных мною лютых помышляя,окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго, но, надеяся на милость благоутробияТвоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости” – сталдля каждого из нас объективной реальностью.

Добройи искренней вам Исповеди.
Протоиерей Александр Авдюгин

 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика