Средимногих, хранимых Церковью средств Божественной помощи человеку, особовыделяется Таинство Елеосвящения (называемое также Соборованием), котороеГосподь подает недужным и страждущим во исцеление.
Елей(масло) использовался еще ветхозаветной Церковью в богослужении при совершенииособых бескровных жертв, где в качестве жертвы Богу приносились пшеница, вино иелей. Такие жертвы, по вере Православной Церкви, предвозвещали бескровную ЖертвуТела и Крови Христовых в Таинстве Святого Причастия.
ПсалмопевецДавид молитвенно восклицает в одном из псалмов: “От плода пшенщы, вина и елея своегоумножишася” (Пс. 4: 8).

ТаинствоЕлеосвящения известно с апостольских времен. Получив от Иисуса Христа властьисцелять болезни, апостолы “многих больных мазали маслом и исцеляли” (Мк. 6:13). 

Наиболее полное и ясное указание на Таинство Елеосвящения мы находим вСоборном послании святого апостола Иакова: “Болен ли кто из вас, пусть призоветпресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имяГосподне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если онсоделал грехи, простятся ему” (Иак. 5: 14–16).

Черезэто Таинство страдания больного освящаются и соединяются с Крестнымистраданиями Спасителя. Освящение плотских страданий немощного дает ему духовнуюсилу для борьбы с болезнью в земной жизни, а также веру в вечное спасение ижизнь во Царствии Божием.

ЧинопоследованиеТаинства Елеосвящения, согласно Требнику, совершается соборно семью священни ками(отсюда и название – Соборование). Если такой возможности нет (например,маленький храм в селе), это Таинство может совершить и один священник.

Собороватьсянеобходимо не только болящим. По существующей в Православной Церквиблагочестивой традиции, здоровые прихожане один раз в год, обычно во времяВеликого поста, также приходят в храм для совершения над ними ТаинстваЕлеосвящения, чтобы получить исцеление от душевных и духовных недугов истраданий, так как они, по христианскому мировоззрению, – тоже болезнь.

Кромеисцеления от болезней в Таинстве Елеосвящения нам даруется прощение забытых понашей немощи грехов, но не сознательно сокрытых на Исповеди. Это благодатноеобстоятельство делает Таинство Елеосвящения еще более необходимым для нашего спасения. 

В апостольских и евангельских зачалах Таинства Елеосвящения, его молитвах,песнопениях, каноне звучит главная мысль, проходящая через все Таинство:милосердие Божие к болящему, немощному, грешному человеку. Господь стремитсяспасти и исцелить надломленные болезнью душу и тело, для чего и даровал ЦерквиТаинство Елеосвящения.

Послекаждого евангельского чтения священники помазуют участвующим в Таинствеосвященным елеем лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и кисти рук с двух сторон. Этоделается в знак очищения всех наших пяти чувств, мыслей, сердца и дел рук наших– всего того, чем мы могли согрешить.

ПередСоборованием необходимо исповедаться, а после Соборования – на ближайшейЛитургии причаститься.
Виктор Науменко

 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика