«Церковнаяправославная газета» продолжает знакомить своих читателей с памятниками древнехристианскойписьменности. На этот раз речь пойдет о «Послании Варнавы».
В числотворений мужей апостольских (церковных писателей конца I — начала II в., бывшихнепосредственными учениками или самовидцами апостолов) традиционно включают «ПосланиеВарнавы».

 В христианской древности его авторство приписывалось апостолу Варнаве,спутнику и сотруднику апостола апостола Павла (см., например: Гал. 2: 9, Деян. 14:14). Однако среди православных патрологов вопрос об авторстве этого послания вызвалрасхождения во мнениях.

Например,протоиерей Петр Преображенский доказывал апостольское происхождение этого памятникаи полагал, что возражения, приводимые критиками, «нельзя признать настолько основательными,чтобы отвергнуть подлинность этого сочинения вопреки древним историческим свидетельствам».

В своюочередь, архимандрит Киприан (Керн) для выяснения вопроса об авторстве этого произведенияпредлагает принять во внимание следующие соображения. Во-первых, произведение никогдане включалось в число канонических книг Нового Завета. Во-вторых, нигде в посланиине встречается и не написано имя апостола Варнавы. В третьих, «апостолы представляютсялюдьми весьма грешными, что вряд ли бы решился сделать апостол и спутник апостолаПавла» (впрочем, как замечает по этому поводу протоиерей ПетрПреображенский, «по контексту видно, что Варнава имел в виду показать величие имилосердие Искупителя, соделавшего избранными сосудами людей грешных»).

В-четвертых,«в Ветхом Завете автор видит нечто такое, что не мог бы видеть левит Варнава. Правда,и апостол Павел восставал против многих обычаев своих современников иудеев-буквалистов,но о самом законе Моисеевом он никогда не выражался непочтительно и свысока. Разбираемоеже послание высказывается решительно против традиционного отношения к Ветхому Завету».В-пятых, словами «Бог вразумляет всех нас не обращаться прозелитами к закону иудейскому»автор указывает на свое неиудейское происхождение.

Какотмечает патролог А. И. Сидоров, в настоящее время среди серьезных исследователейдревнецерковной письменности практически не осталось защитников подлинной принадлежностипроизведения перу спутника апостола Павла, однако это не исключает предположения,что автор произведения также носил имя Варнава, будучи тезкой известного древнехристианскогомиссионера. Как бы ни решался вопрос об авторстве послания, оно, по словам А. И.Сидорова, занимает достойное место в истории древнецерковной письменности, доносядо нас сам дух первохристианской эпохи.

Точноевремя написания послания неизвестно. Слова автора о разрушении Иерусалимского храмауказывают на то, что оно написано после 70 г. Многие исследователи склоняются ктому, что послание было написано во второй четверти II в. (возможно, около 130 г.).Что касается места написания, то наиболее вероятной представляется гипотеза об александрийском(египетском) происхождении памятника. Именно александрийские богословы (Клименти Ориген) впервые упоминают и цитируют его.

«ПосланиеВарнавы» может быть разделено на две части. Первые 17 глав посвящены вопросу оботношении христианства к ветхозаветному обрядовому закону. В частности, автор, опираясьна свидетельства ветхозаветных пророков, доказывает совершенство христианской веры;предлагает духовно понимать ветхозаветное обрезание и заповеди Моисея о яствах (например,запрет на вкушение свинины — как постановление не прилепляться «к тем людям, которыеподобны свиньям»); пишет о ветхозаветных прообразах воды Крещения и Креста Господня;утверждает, что именно христиане, а не иудеи, — наследники Божественных обетований.

Средиважнейших идей послания — мысли о том, что Господь требует от человека не внешнихжертв, а сокрушенного и смиренного сердца (см.: Пс. 50: 19), и именно духовный храмв сердцах христиан (а не разрушенный Иерусалимский) есть храм, угодный Богу.

Вторая,меньшая, часть послания посвящена двум путям — света и тьмы — и имеет очевидныепараллели с «Учением двенадцати апостолов» («Дидахэ», см.: № 24 «ЦПГ» за 2011 г.).

Заключаясвое послание автор пишет: «Будьте же учениками Божиими, испытывая, чего требуетот вас Господь, и делайте это, дабы вы спаслись в день суда. И если в вас есть памятьдобра, то вспоминайте о мне и размышляйте об этих наставлениях моих, дабы мое желаниеи мой труд принесли какое-нибудь добро».
Подготовил Михаил Мазурин
ИЗ «ПОСЛАНИЯ ВАРНАВЫ»
в переводе протоиерея Петра Преображенского (1828-1893)
ГЛАВАII
Таккак ныне дни неприязненные и противник имеет власть над этим веком, то мы со вниманиемдолжны исследовать распоряжения Господни. Помощники веры нашей суть страх Божийи терпение, а наши споборники — великодушие и воздержание. С этими добродетелями,когда они бывают чисты пред Господом, вступают в радостный союз премудрость и ведение.Бог открыл нам чрез всех пророков, что Он не имеет нужды ни в наших всесожжениях,ни в наших жертвах и приношениях.

«К чему мне множество жертв ваших? — говорит Господь.— Исполнен Я всесожжения овнов и тука агнцев, крови козлов и овнов не хочу. Неприятно,когда вы приходите являться пред Меня; ибо кто требовал этого от рук ваших? Перестаньтетоптать двор Мой. Если приносите мне пшеничную муку — напрасно; курение мерзостьдля Меня. Новомесячий ваших и дня великого не терплю, постов, дней покоя и праздниковваших ненавидит душа Моя» (см.: Ис. 1: 11–14).

Итак,Господь упразднил это, дабы новый закон Господа нашего Иисуса Христа без ига необходимостипредставлял собственно человеческое приношение. Господь еще говорит к ним: «Заповедалли Я отцам вашим, когда они вышли из земли Египетской, приносить Мне всесожженияи жертвы? Но вот что Я заповедал им говоря (см.: Иер. 7: 22–23): каждый из вас дане имеет злобы против ближнего своего и не любит клятвы ложной» (см.: Зах. 8: 17). 

Итак, поелику мы не без разума, то должны понимать благую волю Отца нашего, ибоОн, желая взыскать нас блуждающих подобно иудеям, говорит нам, как мы должны приближатьсяк Нему. Он говорит нам: «Жертва Богу — сердце сокрушенное, и сердца смиренного Онне презирает» (см.: Пс. 50: 19). Посему, братья, мы должны вернее исследовать то,что относится к нашему спасению, дабы когданибудь противникне возымел доступа к нам и не отвратил нас от нашей жизни.

ГЛАВАIII
О постановленияхВетхого Завета Господь еще говорит к ним. «Зачем Мне поститесь, чтобы ныне услышанбыл голос ваш с воплем? Не такой пост Я избрал, — говорит Господь, — чтобы человектомил душу свою без причины; и если бы ты изогнул выю твою наподобие круга, и облексяво вретище, и покрыл себя пеплом, и то не сотворил бы ты Мне поста приятного» (см.:Ис. 58: 4–5).

А к нам Он говорит: «Когда будете поститься, разрушь всякий союз неправдыи раздери всякую неправедную запись; уничтожь стеснения насильственного торга, отпустиизмученных на свободу и отбрось всякую злонамеренную предосторожность; раздробляйалчущим хлеб твой и бедных без крова введи в дом твой; если видишь нагого, одень,и единоплеменников своих не презирай.

Тогда откроется ранний свет твой, и одеждытвои скоро воссияют; и правда твоя будет тебе предшествовать, и слава Божия будетсопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Бог услышит тебя, и когда еще говоришьты, Он скажет: “Вот Я!” — если отринешь от себя и союз и совет злых и слово роптания,и от сердца дашь алчущему хлеб» (см.: Ис. 58: 6–10). В этом, братья, открываетсяпопечение и милосердие Божие, ибо Он людям, которых снискал для Возлюбленного Своего,определил веровать в простоте и уже прежде вразумлял всех нас не обращаться, подобнопрозелитам, к закону иудейскому.

Печатается по изданию:
Писания мужей апостольских.
— Издательский совет РПЦ, 2008.
 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика