«Искушение Христа в пустыне».
Палехская роспись
«Почемув Великий пост не совершаются Литургии в будни, но только в среду и пятницу —Литургия Преждеосвященных Даров?»
Виталий, Киев
Отвечаяна вопрос, воспользуемся книгой протопресвитера Александра Шмемана «Великийпост», где он сумел достаточно ясно и глубоко объяснить суть данного уставногоправила.

«ОМЕГА»

Преждевсего отец Александр обращает наше внимание на то, что Причастие имеет двазначения. Во-первых, это — Таинство явления Христа, Егоприсутствия среди Своих учеников, это всегда — праздник и радость. Присутствиеза Евхаристией Воскресшего Спасителя, вознесшегося наНебеса и сидящего одесную Отца — есть участие в Его Царстве, приобщающее нас«радости и миру во Святом Духе».

Причастие — «пища бессмертия», «небесныйхлеб», и мы, приближаясь к Святой Трапезе, действительно возносимся на Небо.Причастие — это наша цель, это — «омега» нашего бытия, соединение сБогом. «Сыны чертога брачного, — как сказал Христос, — не могут печалиться,пока с ними жених» (Мф. 9: 15). Поэтому совершение Евхаристии несовместимо спостом — временем духовной печали, оплакивания нашего разрыва с Богом. Пост —это наше странствие на пути к Царствию Небесному.

Нопочему же тогда в дни поста все же допускают к Причастию за Литургией ПреждеосвященныхДаров?
«АЛЬФА»
Тутмы подошли ко второму значению Причастия как источника главнойсилы, поддерживающей нас в нашем духовном подвиге, т. е. к «альфе». Этоначало самого нашего духовного подвига, божественный дар, благодаря которомунам становится возможным знать, желать и стремиться к«совершенному причастию в невечернем дне» (бесконечном дне)Царствия Божия. Потому что, хотя Царствие уже пришло, хотя оно приходит вЦерковь, оно все же должно быть исполнено и завершено в концевремен, когда Бог «исполнит» (наполнит) все Самим Собой.

Напути нашего странствия к Небесному Царству нам нужны помощь, поддержка, сила иутешение, потому что «князь мира сего» еще не «сдался»;наоборот, зная, что побежден Христом, он предпринимает последнюю, отчаяннуюборьбу против Бога, стараясь оторвать от Него насколько возможно больше душ.Так трудна эта борьба и так велика власть у «врат адовых», что Христос Самговорит нам про «узкий путь», немногим доступный.

ЕслиВеликий пост и воздержание означаютусиление этой борьбы, то это потому, что согласно с Евангелием —это время, когда мы лицом к лицу встречаемся со злом и всейего силой. И поэтому именно в это время нам нужна помощь и сила Божественного Огня;отсюда необходимость особого великопостного Причастия ПреждеосвященнымиДарами, т. е. Дарами, освященными в предшествующеевоскресенье и хранящимися на престоле в алтаре для причащения всреду и пятницу.

Теперьвозникает следующий вопрос: если Евхаристия несовместима спостом, то почему же она совершается по субботам и воскресеньям Великого поста,и это не считается «нарушением поста»?
СОВЕРШЕННЫЙПОСТ
Естьдва вида или способа поста, оба укорененные в Священном Писаниии Священном Предании. Первый вид может быть назван совершенным постом, т. к. онсостоит действительно в совершенном воздержании отпищи и пития. Совершенный пост, по самой своей природе, продолжаетсянедолго, сводится обычно к одному дню или даже части дня. С самогоначала христианства пост рассматривался какприготовление и ожидание, как выражение духовной сосредоточенности на том, чтодолжно совершиться.

Физическийголод соответствует здесь духовному ожиданию завершения, приготовлениювсего человеческого существа, открывающегося приближающейся радости.Поэтому в церковном богослужебном предании мы находим этот совершенныйпост как завершение и вершину приготовления к великому празднику, т.е. к личному духовному событию. Такой пост бывает, например, наканунеРождества, Крещения, наипаче же — как приготовление кдуховному пиру за трапезой Христа Спасителя в Его Царстве. Совершенный пост,более или менее продолжительный, всегдапредшествует Евхаристии и является необходимым условием для приступающего коСвятому Причащению.

Впервохристианской Церкви совершенный пост обозначался словом, взятым из военногословаря; он назывался statio, что обозначает войско вположении военной тревоги и мобилизации. Церковь всегда «на страже», она ждетпришествия Жениха и ожидает Его «наготове» ис радостью. Таким образом, совершенный пост — это не только пост членов Церкви,но и Церковь сама как пост, как ожидание Христа, Который приходитк ней в Евхаристии и Который придет во славе в конце времен.
АСКЕТИЧЕСКИЙПОСТ
Второйвид можно определить как аскетический пост, т. к. он состоит главным образом ввоздержании от некоторого рода пищи и в уменьшении общего ееколичества.

Егоцель — освобождение человека от беззаконной тирании плоти, от подчинения духателу и его требованиям, которое является трагическимпоследствием первородного греха, грехопадения человека. Толькопосле продолжительных и терпеливых усилий понимаем мы, что«не хлебом одним… жив человек», и восстанавливаем всебе первенствующую роль духа.

Посамой своей природе это должен быть длительный и усиленныйподвиг. Фактор времени очень важен здесь, т. к. действительно нужно многовремени, чтобы с корнем вырвать и исцелить обычную и общую болезнь, которуюлюди стали считать своим «нормальным» состоянием. Наука аскетического поста,доведенная до совершенства в монашеской традиции, была принятавсей Церковью.

Здесьмы видим примененные к человеку слова Христа, сказавшего, чтосилы адовы, порабощающие человека, могут быть побеждены только «молитвою ипостом». Это пост, основанный на примере Самого Христа, постившегося 40дней и затем встретившегося лицом к лицу ссатаной; в этой встрече ниспровержена была покорность человека «только хлебу»,и таким образом положено было начало духовного освобождения человека. Церковьвыделила для такого аскетического поста четырепериода: Великий пост перед Пасхой, пост Рождественский — перед Рождеством, Петровский— перед праздником апостолов Петра и Павла и Успенский — перед Успением БожиейМатери. Четыре раза в год Церковь зовет нас очиститься иосвободиться от порабощения телу святымлечением поста, и каждый раз успех этого лечения зависит от некоторых основныхправил, главные из которых — непрерывность и продолжительность поста.
ДУХОВНАЯ ПЕЧАЛЬИ ДУХОВНАЯ РАДОСТЬ
Различиеэтих двух видов поста должно помочь нам понять кажущееся противоречие канонов, определяющихпорядок поста. Устав, запрещающий пост по воскресеньям, буквально означает то,что нарушает пост совершение Евхаристии,которая сама и есть завершение поста, его цель и его окончание. Это означает,что воскресенье, день Господень — вне поста, поскольку он как бы и вне времени.Другими словами, это означает, что воскресенье, как день Царства Небесного, непринадлежит тому времени, смысл которого, как странствия, ивыражает пост; воскресенье, таким образом, остается днем непоста, а духовной радости.

Но,нарушая совершенный пост, Евхаристия не нарушает аскетического поста, который,как мы уже объяснили, требует постоянного подвига. Это означает, что Великимпостом и по воскресеньям пища остается «постной». Точнее говоря, мясо имолочная пища запрещены только благодаря психосоматическому характеруаскетического поста, ибо Церковь знает, что если нужно покорить духу тело, онодолжно быть подвергнуто терпеливому и долгому воздержанию.

НаРуси монахи, например, никогда не едят мяса; но это не значит, что онипостятся на Пасху и в другие великие праздники. Можно сказать,что в некоторой степени аскетический пост присущ христианской жизни,и христиане должны его соблюдать. Но люди, считающие — увы, так часто — что наПасху почти необходимо предаваться объедению и пить свыше меры, превращаютнастоящий дух Пасхи в печальную и уродливуюкарикатуру. 

Действительно трагично, что в некоторых храмах люди на Пасху нехотят приступать к Причастию, принимая прекрасные слова поучения святогоИоанна Златоуста — «трапеза исполнена, насладитеся вси.Телец упитанный, никтоже да изыдет алчай…» (по-русски: «стол изобилуетяствами, наслаждайтесь все. Телец /теленок/ откормлен; пустьникто не уйдет отсюда голодным») — вероятно, как буквальное описание пасхальногостола.

ПраздникПасхи — духовная реальность, и, для того чтобы ощутить и правильно пережитьее, требуется столько же трезвости, сколько и духовной сосредоточенности поста.Надо понять, что нет противоречия в том, чтоЦерковь настаивает на воздержании от скоромной пищипо воскресным дням Великого поста и в то же время осуждает пост в дниЕвхаристии.
Подготовил иерей СергийКононенко
 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика