Испания. Каталония,
монастырь на г. Монсеррат
(вид с креста святого Михаила)
Древнеепредание повествует, что апостол Павел, который в Послании к Римлянам писал о желании совершитьпутешествие в Испанию (см.: Рим. 15: 24–28). действительно побывал там и обошел весь Иберийскийполуостров. В мартирологах IX в. сообщается о миссионерах-епископах, посланных вИспанию апостолами Петром и Павлом.
Несомненно одно — христианство в Испании явилосьочень рано, если не в І, то во ІІ в.
ЧАСТЬI. ОТ КРЕЩЕНИЯ ДО БИТВЫ ПРИ ЛАС-НАВАС-ДЕ-ТОЛОСА (I —ХIII вв.)
РИМСКИЙИ ВЕСТГОТСКИЙ ПЕРИОД (I–VII вв.)
Нельзяс точностью установить, кто принес Благую Весть на Иберийский полуостров. Возможно,это был апостол Павел, который в Послании к Римлянам писал о желании совершить путешествиев Испанию (см.: Рим. 15: 24–28). Древнее предание повествует, что апостол действительнопобывал там и обошел весь Иберийский полуостров. В мартирологах IX в. сообщаетсяо миссионерах-епископах, посланных в Испанию апостолами Петром и Павлом. Несомненноодно — христианство в Испании явилось очень рано, если не в І, то во ІІ в.

11января 259 г. мученически скончался (был заживо сожжен) епископ Тарраконский (нынеTaррaгoнa) Фруктуоз — первый известный по имени и, вероятно, исторически первыйепископ Тарраконы. Среди сонма мучеников времен «великого гонения» (303–313) быласвятая Евлалия, 14-летняя дева, ценой жизни обличившая игемона Дакиана, которыйзаставлял христиан приносить жертвы идолам, а отказывавшихся казнил после страшныхмучений. Почитание Евлалии распространилось среди христиан Испании уже с серединыIV в. и стало широко известным век спустя благодаря посвященной ей поэме Пруденция.

Эльвирскийсобор 306 г., на котором присутствовало 19 епископов различных испанских городов,свидетельствует о широком распространении христианства в это время. В деяниях собораучаствовал святитель Осия исповедник († 359), один из самых уважаемых пастырей Церкви,епископ Кордубы (Кордовы).

В началеV в., поначалу на правах федератов Западной Римской империи, в Испании возникаютварварские государства германцев. В 456 г., разгромив свевов, большую часть Иберийскогополуострова покорили вестготы. При короле Эврихе (467–485) их государство достигловысшей степени могущества — оно занимало всю Южную и Среднюю Галлию и почти всюИспанию и являлось самым большим из варварских государств, образовавшихся на развалинахРимской империи. 

Однако это длилось недолго. Король православных франков Хлодвиг,под предлогом борьбы с ересью ариан-вестготов, в 507 г. Разгромил их и отобрал владенияв Галлии. Арианство вестготы приняли еще в IV в., живя в Причерноморье, от священникаВульфилы (Ульфилы). Он не только обратил часть вестготов в арианство, но и составилготский алфавит и перевел на готский язык Библию (т. н. «Серебряный Кодекс» Вульфилы).

Пословам Исидора Севильского, вестготы «установили это злобное богохульство на долгиевремена и придерживались его на протяжении правления королей в течение 213 лет»,до 589 г.
В томгоду на III Толедском соборе, самом значительном для Церкви из всех, собиравшихсяв Испании, был провозглашен Никео-Константинопольский Символ Веры, принятый обращеннымииз арианства вестготскими иерархами, священниками и знатью. 

Председательствовална соборе король Реккаред I. Его ближайшими советниками были епископ Севильскийсвятой Леандр, ранее обративший в Православие самого короля, и Евтропий, аббат монастыряСервитана. На этом соборе впервые было упомянуто «филиокве» — с целью четче разграничитьПравославие и арианство и утвердить равновеликость Бога Oтца и Бога Cына.

ВведяПравославие в качестве основной религии, Реккаред I обрел давно желаемое единствомежду вестготами и православными. Но, проиграв богословский диспут, арианское «злобноебогохульство» удержалось среди части вестготов и прибегало иногда к другим «аргументам».Первым из них стало в марте 630 г. мученичество святого Викентия, аббата монастырясвятого Клавдия в Леоне. Вскоре были убиты и другие братья монастыря во главе снастоятелем всей общины святым Рамиром. Три года спустя святой Север, епископ Барселонский,был также жестоко замучен арианами.

Вотивная корона короля
Реккесвинта (649-672)
 Национальный археологический музей,
Мадрид
СвятительЛеандр Севильский был старшим братом известного ученого-энциклопедиста Исидора Севильского,последнего из латинских отцов Церкви. Он завершил формирование вестготского (позднееполучившего название мосарабского) чина Божественной литургии. В нем наличествуютмногочисленные «восточные » черты, не свойственные «западным» литургическим обрядам. 

Для церковной истории огромное значение имеет его «Книга канонов», где собраны постановлениясоборов, проходивших во времена становления Церкви. Исидор также автор ценной «Историиготов, вандалов и свевов». Их сестра, преподобная Флорентина, стала основательницейженского монашества в Испании, монахиней и аббатисой монастыря в Долине (Conventode Valle) в Андалузии. Унифицировал богослужение Испанской Церкви святой Ильдефонсо(† 667), ученик святого Исидора.

Государствосвевов, расположенное на северо-западе полуострова, приняло Православие тремя десятилетиямиранее вестготов, со времени проповеди «апостола Галисии», святого Мартина Брагского,епископа Думийского.

В 552–624гг. существовала также Византийская Испания — владения Восточной Римской империина юге полуострова и на Балеарских островах. На последних, в силу их изоляции моремот вестготов, наиболее сильно ощущалось влияние византийской культуры. Подавляющеебольшинство населения здесь (как, собственно, и в Испании в целом) составляли православныероманоязычные испаноримляне.

Архитектураи искусство вестготов испытали на себе влияние византийских образцов — до нашихдней дошло несколько храмов, среди них Сан-Педро-де-ла-Наве в провинции Сарагосаи Сан-Хуан-де-Баньос в провинции Паленсия.

Назакате истории Вестготского королевства духовенство в нем обладало большими правамии привилегиями, являясь опорой королевской власти. Первым иерархом, осуществлявшимюрисдикцию над всей Иберийской Церковью, стал святой Юлиан, рукоположенный во архиепископаТоледского в 680 г. Однако некоторые из последних королей пытались ограничить влияниеи богатства Церкви, укрепить свою власть за счет светской и духовной знати, чтовызвало ряд смут. Между 693 и 709 гг. произошло значительное уменьшение населенияВестготского государства вследствие голода и нескольких эпидемий бубонной чумы.
ЗАВОЕВАНИЕИ ПЕРВЫЙ ПЕРИОД РЕКОНКИСТЫ (VIII — ХIII вв.)
Этооблегчило завоевание полуострова арабам. Войско полководца Тарика ибн Зияда в 711г. переправилось из Африки через пролив у скалистой горы, которая и теперь носитего имя — Гибралтар (Джабаль аль-Тарик, «Гора Тарика»). Завоеванные Арабским халифатомземли — почти весь полуостров, кроме крайнего севера, — получили название Аль-Андалус.Вначале это была часть Омейядского халифата, позднее образовался самостоятельныйэмират, затем халифат c центром в Кордове, который в 1031 г. распался на множествомелких государств. 

Христианская знать во главе с королем Пелайо (Пелагием) основалана горном севере полуострова маленькое королевство Астурия (с 924 г. Леон), вместес басками успешно противостоявшее маврам. Постепенно образовались и другие феодальныевладения, ставшие затем королевствами, — Кастилия, Арагон, Наварра, которые началиотвоевывать у мусульманских эмиров земли полуострова. Занявший несколько веков,этот процесс получил название Реконкиста (исп. Reconquista, от reconquistar — отвоевывать).

Сан-Педро-де-ла-Наве в провинции Сарагоса — 
вестготская церковь VIII века
С VIIIв. в христианских владениях появились многие новые монастыри. Отшельник преподобныйИоанн (Хуан) Атаресский основал монастырь Сан-Хуан-де-ла-Пенья, который стал духовнойопорой христианских королевств Наварры и Арагона, а также испанских земель, подчиненныхмусульманам. В самом конце века Карл Великий отвоевал у мавров Каталонию, где ещевек спустя на г. Монсеррат был основан знаменитый монастырь. Здесь находится обретеннаяв ХII в. национальная святыня Каталонии — статуя «Черная Дева Монсерратская» («ЧернаяМадонна»).

Последняятреть VIII в. ознаменована деяниями пресвитера в Льеване святого Беата, бенедиктинскогомонаха, чьи знаменитые толкования на Апокалипсис дошли до нас в трех списках X в.Это сочинение пользовалось большой популярностью в Испании в X–XII вв.; его рукописныесписки получили название «беатов». Святой Беат отстаивал Православие от заблужденийереси адопционизма, выдвинутой Элипандом, архиепископом Толедо, и утверждавшей,что Христос не Сын Божий, но лишь усыновленный Богом. Эта идея, привнесенная влияниемислама, была позднее очень распространена в мавританской Испании.

В813 г., как гласит предание, следуя за некоей путеводной звездой, монах-отшельникПелайо обнаружил ковчег с нетленными мощами апостола Иакова. После того как в44 г. апостол мученически скончался на Святой Земле, его останки были положены влодку и пущены по волнам Средиземного моря. Лодка чудесным образом приплыла вИспанию и была выброшена на берег в устье р. Улья (там, где появится позже г.Сантьяго-де-Компостела). 

«Апостол Иаков»
 (неизвестный мастер
 из Вюрцбурга, 1475 г.)
 Музей изящных искусств,
 Дижон, Франция

апостол Иаковже возникла и совершенно неправдоподобная легендао проповеди самого Иакова на Пиренейском полуострове. В 896–899 гг., по указукороля Альфонсо III, на месте находки над мощами была построена небольшаяцерковь, позднее — возведен величественный собор, а само место было названоКомпостелла (лат. Campus Stellae, «Место, обозначенное звездой»). Святой Иаков(Сант-Яго), по преданию, около 40 раз чудесно являвшийся во время битв смаврами, стал покровителем Испании и Реконкисты, его именем был назван один издуховно-рыцарских орденов. Уже с середины Х в. мощи апостола в Сантьяго-де- Компостеластали объектом паломничества («путь святого Иакова»), которое в Западной Европевскоре приобрело статус второго по значимости (после паломничества на Святую Землю).

Поначалуарабские завоеватели относились к христианам с большой терпимостью, но всередине IX в. начался период гонений, центром которых стала столица мавров — Кордова.Масштаб гонений может сравниться со страданиями, выпавшими на долю иберийскиххристиан в эпоху Диоклетиана. Среди тех, кто с 835 по 864 г. претерпел мученияза веру, были Кордовские мученики — 48 христиан, в том числе священномученикЕвлогий Кордовский, один из наиболее почитаемых в Испании. 

Он утешал христиан вих страданиях и воодушевил мучеников, составив для них «Воспоминания о святых».В 859 г. он был схвачен и затем обезглавлен за защиту святой Левкритии(Лукреции), девушки из знатной арабской семьи, обратившейся в христианство изислама. Святого Родерика (Родриго) брат-«ренегадо» (отступник от христианскойверы) обвинил в отступничестве от ислама и переходе в христианство. Представперед кади, Родерик пытался оправдаться, уверяя, что никогда не былмусульманином. Но ему предложили стандартный выбор шариатского суда: принятьислам или умереть. Трижды отказавшись «одуматься», он был казнен 13 марта 857г. вместе с Соломоном, христианином из Египта, который принял ислам, а затемповторно крестился.

Преследованияпривели к массовому бегству христиан всех сословий на север и усилениюосвободительного движения, осложняемого в то же время постоянными феодальнымиусобицами. В 874 г. возник новый очаг Реконкисты — граф Барселонский ВифредоМохнатый добился фактической независимости от франков и приступил к активномупротиводействию маврам. А к 925 г. баскский король Санчо I Гарсес укрепилфорпост Реконкисты на северо-востоке — королевство Памплоны и Наварры.

В978–1002 гг. выдающийся военачальник, хаджиб Кордовы Альмансор (Мухаммед ибнАбу Амир по прозвищу аль-Мансур — «Победитель») перехватил у христианских феодаловвоенную инициативу и принудил их платить арабам дань. Разрушив в 997 г.Сантьяго-де-Компостелу, аль-Мансур, однако, не тронул гробницу святого Иакова.

Базилика Сан-Исидоро (Леон,XI в.) —
одна из немногих церквей,
в которой сохранился мосарабский обряд
 после реформ Альфонса VI
Распадв 1031 г. Кордовского халифата резко ослабил позиции мусульман. Король АльфонсоVI Храбрый, объединив Леон и Кастилию, разбил мавров и 25 мая 1085 г. торжественновъехал в древнюю столицу вестготского королевства Толедо. Главная мечеть городабыла освящена в католический собор. Но еще шестью годами ранее на соборе в Бургосе,уступив давлению папского легата, Альфонсо VI заменил повсеместно использовавшийсяв богослужении мосарабский обряд на римский.

Привилегию продолжать службы по мосарабскомучину сохранили только шесть храмов Толедо и королевская базилика Сан-Исидоро в Леоне.В Арагоне же служба по мосарабскому обряду в последний раз была проведена еще 22марта 1071 г. в монастыре Сан-Хуан-де-ла-Пенья в присутствии короля Санчо I Рамиресаи папского легата Гуго Простодушного. О привязанности народа к мосарабскому обрядуи крайней непопулярности реформы повествуют два сохранившихся предания о «Божиемсуде».

По решению Альфонсо VI в 1077 г. состоялся поединок двух рыцарей, защищавшихсоответственно римский и мосарабский обряды, и «мосарабский» идальго победил. Вгод взятия Толедо мосарабский и римский миссалы (богослужебные книги) по приказукороля были подвержены испытанию огнем. Мосарабская богослужебная книга благополучноуцелела, но Альфонсо, тем не менее, объявил о «победе» римского миссала.

Темвременем, напуганные успехами Альфонсо, испанские эмиры призвали на помощь вождяафриканских берберов-альморавидов Юсуфа ибн Ташфина. В октябре 1086 г. в сраженииу Заллаки он нанес Альфонсо, его союзнику королю Арагона Санчо Рамиресу и французскимрыцарям тяжелое поражение. После этой победы Юсуф принял титул эмир-аль муслимин(«эмир мусульман») и в последующие четверть века Аль-Андалус был присоединен к альморавидскомуМарокко, причем часть эмиров сопротивлялась этому наряду с христианскими королями.

Базилика Сан-Исидоро в Леоне (XI в.).
Усыпальница королей Леона
ГосударствоАльморавидов просуществовало недолго — в 1147 г. оно было завоевано новым движениемрелигиозного возрождения среди кочевых берберских племен Магриба — Альмохадами.Их предводитель Абд аль-Мумин был провозглашен халифом. Его сын сделал в 1171 г.Севилью своей столицей. Символом этого города поныне является построенная при АльмохадахХиральда — минарет, затем колокольня Севильского собора. Она возведена в памятьпобеды войск эмира Якуба аль-Мансура при Аларкосе 19 июля 1195 г. — последней крупнойпобеды мавров во времена Реконкисты.

В АрабскойИспании, превосходившей по своему развитию страны Европы, процветали науки и искусства.Но, стремясь противопоставить Реконкисте объединенный мусульманский юг, Альмохадыжестоко притесняли христиан и евреев, пытаясь обратить их в ислам. Добились онилишь ожесточения религиозной борьбы — по призыву испанских епископов папа РимскийИннокентий III объявил крестовый поход. Альфонсо VIII Кастильский, чье правление(более 56 лет) является самым продолжительным в истории Кастилии, а позже и Испанскогокоролевства, за два года до смерти достиг желаемого.

Состоявшаяся 16 июля 1212 г.грандиозная битва при Лас-Навас-де-Толоса между соединенными силами католическихкоролевств Кастилии, Арагона, Наварры и Португалии и армией Альмохадов завершиласьстратегическим разгромом мавров. В 1236 г. испанцы закрепили достигнутое взятиемКордовы, а к концу ХIII в. у мусульман в Испании остался лишь небольшой эмират Гранада.

Владимир Моисеенко
 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика