Всамом начале Великого поста, на Великом повечерии Понедельника, Вторника, Средыи Четверга первой седмицы частями, а на утрене Четверга пятой седмицы полностью,поется и читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.
Составленныйпочти 1200 лет назад, Великий канон во всем, кроме обширности, сходен сдругими. Впрочем, он имеет еще и ту особенность, что заключает в себе девятьпесней, вотличие от обыкновенных богослужебных канонов, не имеющих второй песни. К тропарямканона прилагается псаломский припев: “Помилуй мя, Боже, помилуй мя”. Уставпредписывает на каждый тропарь канона совершать “метания три”, то есть трипоясных поклона, а в некоторых храмах поясные поклоны заменяют одним земным.

СначалаВеликий канон имел только 210 тропарей, позже Церковь присоединила к ним еще 40в честь его составителя и в память Марии Египетской. Таким образом, называясьВеликим по своему содержанию, высоте мыслей и силе их выражения, канон святогоАндрея называется также Великим и по своему объему, потому что все другиеподобные произведения заключают в себе всего около 30 песнопений или немногим более.

ПреподобныйАндрей Критский, собрав в Великом каноне воедино события ветхозаветной иновозаветной истории от падения праотца Адама до Вознесения Христова, излагаетих в духе глубокого сердечного сокрушения, с необыкновенным искусством прилагаякаждое из них к состоянию грешной души. Из священной сокровищницы Писания онизвлекает сильнейшие побуждения к покаянию и нравственному исправлению.

Внем предлагаются христианам многоразличные образцы праведной жизни дляподражания и примеры жизни нечестивой для предостережения от них, а такжеспасительные уроки покаяния и деятельного восхождения к Богу. Этот канон можноназвать покаянным плачем, раскрывающим нам всю необъятность, всю бездну греха,потрясающим душу раскаянием и надеждой.

Передвзором грешника проходят лица, деяния и события мира ветхозаветного иновозаветного, в которых с особою силою отразились значение и сила греха, атакже достоинство святой жизни; его вниманию предлагается вся Священная историяна примерах благочестия и нечестия ее персонажей, их обращений к Богу инераскаянности в грехе. Помимо примеров из Священной истории творец канонауказывает на живой пример самого крайнего падения и восстания в лице святойподвижницы Марии Египетской, достигшей высокой степени совершенства.

СвятаяЦерковь предлагает нам именно эти песнопения в первые дни Великого поста,потому что пост — это время покаяния и очищения. Канон преподобного Андрея весьи направлен к тому, чтобы пробудить человеческую душу от греховного усыпления,раскрыть перед ней пагубность греховного состояния, подвигнуть к строгомусамоиспытанию, самоосуждению и раскаянию, к отвращению от грехов и кисправлению жизни.

Привсем своем неизъяснимом, полном духовного умиления, достоинстве, Великий канонсвятого Андрея Критского тем не менее содержит в себе некоторые трудности дляпонимания. “Неудобопонятность” Великого канона зависит главным образом от того,что обилие мыслей выражается в нем немногими словами, а с другой стороны — отдословного и притом не всегда точного их перевода с греческого. Неоднократно предпринималисьпопытки улучшить качество церковнославянского перевода, но в силу разных причинуспехом они не увенчались.
Несколькослов следует сказать и о самом авторе Великого канона. Преподобный Андрей,архиепископ Критский, родился в городе Дамаске около 660 года в семьеблагочестивых христиан Георгия и Григории. О раннем детстве святого известно,что до семи лет его считали немым, так как до этого времени он не произнес ниодного слова. Когда же, по достижении семилетнего возраста, он причастился вцеркви Тела и Крови Христовых, немота его разрешилась, и он стал говорить. Начетырнадцатом году жизни святой Андрей был приведен родителями в Иерусалим дляслужения Богу в монастыре Братства Гроба Господня. По пострижении в монашествобыл назначен нотарием, то есть секретарем, Иерусалимской патриархии.

После681 года, когда в Константинополе происходили заседания Шестого ВселенскогоСобора, святой Андрей, состоявший тогда в архидиаконском сане, был послан ввизантийскую столицу от лица своего патриарха, чтобы представить императорудокументы, подтверждающие полное согласие с решениями Собора всей полнотыИерусалимской Православной Церкви, находившейся тогда под мусульманским игом.

Поокончании Собора Андрей стал известен императору своей книжной премудростью иглубоким знанием догматов Церкви и был оставлен в Константинополе, получивнавсегда прозвище “Иерусалимита”, то есть “Иерусалимлянина”. В столице Империион получил послушание возглавить Дом для сирот при Великой церкви Святой Софиис зачислением в клир главного храма Византии.

Двадцатьлет служил он в сане диакона и трудился в Доме сирот, проявляя должную заботу ипопечение. Здесь же, в Константинополе, он начал слагать свои дивныепеснопения, которыми богато украсил литургическое наследие Святой Церкви.

Послепродолжительного диаконского служения святой Андрей был рукоположен вепископский сан и назначен на самую далекую кафедру империи — остров Крит, гдеза свои усердные труды был удостоен титула архиепископа. Для своей паствы онбыл любящим отцом, неустанно проповедовал и молитвами своими отражал всенапасти и невзгоды, являясь непреклонным обличителем и грозой еретиков. Неоставлял святой Андрей и трудов по составлению церковных песнопений.

СвятительАндрей Критский первый стал писать богослужебные каноны. Его перу принадлежатканоны на все двунадесятые праздники, кроме Введения во храм ПресвятойБогородицы, так как в его время этот праздник отдельно еще не праздновался.Великопостное богослужение, кроме Великого канона, было украшено и другимитворениями святого песнописца.

Несколькораз святитель, оставив Крит, посещал Константинополь, где виделся с патриархоми императором, а также с близкими ему людьми. Там же выступил он в защитусвятых икон, когда в Византии началось иконоборчество. В свое последнее посещениестолицы святой Андрей, почувствовав приближение кончины, простился со своимидрузьями. По дороге на Крит он сильно заболел. Тяжелый недуг заставил егоостановиться на острове Митилина в городке Ерессо, где святой и скончался 17 июля(4 июля по ст. ст.) около 740 года. В этот день и доныне Святая Церковьсовершает его память. Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас!
Подготовил протоиерей Николай Баранов

 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика