«Похвала Пресвятой Богородицы»
(новгородская икона, XV век)
«Чтоозначают слова “Невеста Неневестная”? Знаю, что так называют Богородицу, но почему?»
Ирина Матейчук, г. Белгород-Днестровский
Словосочетание«Невесто Неневестная» — перевод с греческого. Церковнославянскому «невеста» соответствуетслово «нимфа», означающее не только невесту (в смысле девушку, готовящуюся ко вступлениюв брак), но и новобрачную жену, молодую женщину.

Слово «Неневестная» переводитсякак «не вступившая в брак». То есть, выражение «Невесто Неневестная» значит — Богородица,будучи Невестой, тем не менее осталась Девой.Слова,именующие Богородицу Невестой Неневестной, кратко выражают учение Православной Церквио Деве Марии как Матери и Деве, Приснодеве. Возникает закономерный вопрос: чья НевестаДева Мария?
Ужеу святого Иринея Лионского († 202 г.) присутствует учение, согласно которому еслиГосподь Иисус Христос есть второй Адам (см.: 1 Кор. 15: 45), то Дева Мария естьновая Ева. Святитель Григорий Палама в гомилии на Благовещение говорит, что Бог-Слово,желая воплотиться ради спасения людей, выбрал из всех народов один, из народа —колено, из колена — род, из рода — семью, из семьи — Ту, Которая стала Матерью Богочеловека.Таким образом, ветхозаветная история — это ожидание Достойной послужить великомутаинству благочестия: Воплощению Бога (см.: 1 Тим. 3: 16).

Богородицанаходится в исключительном состоянии — Матери и Девы, Невесты Господней и МатериБогочеловека Иисуса Христа. Исходя из этого, предположения, что у Нее могли бытьдети от Иосифа после Рождения Христа, являются своего рода десакрализацией ДевыМарии, низведением Ее в состояние обыкновенной женщины, живущей после Рождествазаурядной жизнью.

Трудно представить себе более непоследовательный и даже примитивныйвзгляд на Пресвятую Богородицу. Мать Богочеловека навсегда связана с Ним узами Материи Сына, поэтому у Нее не могло быть других детей, так как Ее Сын не простой человек,а Мессия, Который «будучи совершенным Богом, делается совершенным человеком, и совершаетсядело, новейшее из всего нового, дело, которое одно только ново под солнцем» (преподобныйИоанн Дамаскин). И Она, послужившая совершению дела, «которое одно только ново подсолнцем», должна быть Матерью тоже в исключительном смысле.

Можно сказать, что какХристос может быть только один, так и Мать Его может иметь только одного Ребенка,ибо Она была избрана для рождения одного Младенца, а не для того чтобы стать многодетнойматерью. Дева Мария — Невеста Агнца, Мать Бога-Слова и Приснодева — Невеста Неневестная.

Иногдав Писании находят ссылки, якобы указывающие на то, что после Рождества Богородицавступила в брак с Иосифом Обручником и имела других детей. В контексте нашего ответабудет уместным привести читателям объяснения некоторых евангельских выражений, данныепреподобным Исидором Пелусиотом († ок. 449 г.).

«Какговоришь, по мнению твоему, … служило соблазном сказанное в Слове Божием: и не знаяшеЕя, дондеже роди Сына Своего, — как будто этим выражается, что после сего обрученныйс Девою имел с Нею общение. … слово дондеже, как находим, нередко в БожественномПисании употребляется в значении “всегда”. «Дондеже положу враги Твоя подножие ногТвоих» (Пс. 109: 1), — значит положу навсегда. «И голубица не возвратилась к Ною,дондеже изсяче вода от земли» (Быт. 8: 9–12), — а она вовсе не возвращалась.

«Идондеже состареетеся, Аз есмь», — говорит Бог (Ис. 46: 4), но Бог пребывает всегда.Много и других подобных мест находится повсюду в Божественном Писании. … То же даетвидеть и последнее распоряжение Господа, поручившего Богородицу девственному Иоаннуи сочетавшего девство обоих, когда на Кресте претерпевал Он животворящую смерть»(Письмо Комиту Ермину. На сказанное о Богородице: и не знаяше Ея, и проч. (см.:Мф. 1: 25)).

Игумен Сильвестр (Стойчев)
 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика