В благодатноедля души каждого христианина время Великого поста Православная Церковь призываетсвоих чад не только отказаться от употребления в пищу скоромных продуктов, но ибыть особенно внимательными к нуждающимся в нашей помощи людям: немощным, больным,пожилым. Ибо без дел милосердия телесный пост не принесет духовного плода.

 В связис этим хочу еще раз поговорить о моих товарищах по недугу, о которых я писал в статье«Врачеватель особенных детей» (см.: «ЦПГ» № 13 за 2011 г.), где говорилось о прекрасномчеловеке, враче-кинезотерапевте Анатолии Смолянинове.

Наодном из лечебных семинаров Анатолий Григорьевичпопросил меня сказать несколько слов родителям своих пациентов о православной точкезрения относительно причин возникновения болезней и о церковных средствах исцеления недугов.Ведь часто бывает, когда родители особенного ребенка, видя, что он не в состоянии держатьложку или голову, не может сесть или даже приподняться, отчаиваются,теряют веру и надежду, замыкаются в себе…
ОТКУДАБЕРУТСЯ БОЛЕЗНИ
Болезньблизкого человека — нелегкое испытание для каждого из нас. Но особенно тяжело, когда,едва придя в мир, заболевает младенец. Еще ужаснее,когда болезнь приводит к инвалидности с рождения. Тогдав медицинской справке маленького человека появляютсястрашные слова: «Нуждается в посторонней помощи, инвалид детства». Болезнь малыша— душевная мука для его родителей и родных.

С этогомомента почти вся их жизнь — лишь скорбь и страдания, постоянный страх за будущуювзрослую жизнь сына или дочери. И постоянные вопросы, задаваемыесебе каждой мамой: «Что будет с моим ребенком, если я умру? Почему Бог допустил,что он сидит в коляске, а не играет в футбол с ровесниками?». А ответов на них онине находят. Почему же Бог, Который Благ и Человеколюбец, позволяет существоватьстраданиям, болезням, смерти?

СвященноеПисание однозначно утверждает: «Бог не сотворил смертии не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, инет пагубного яда, нет и царства ада на земле» (Прем. 1: 13–14).

Господьсотворил человека для вечной жизни и вечного общения с Собой. Вечный и человеколюбивыйБог не хотел творить и не сотворил болезни и смерти, однако непослушание наших прародителейБогу привело к первородному греху. Адам и Ева нарушили заповедь Божию.Поддавшись дьявольскому искушению, они не только потеряливозможность личного общения с Богом и дар вечной жизни, но и лишились здоровья.

Одноиз тяжких последствий грехопадения прародителей, перешедшее к нам, их потомкам,по наследству — склонность человека к различным заболеваниям. Из-заприсутствия греха в мире наши душевно-телесные силы изначально ослаблены. Иногдаболезнь имеет не только телесную, но и духовную причину. 

Нередкослучается так, что болезнь заставляет человека переосмыслить прежде прожитую жизнь:попросить прощения у родных, у тех, к кому был раньше невнимателен, кого обидел; духовноизменить свою жизнь к лучшему. Бывают и такие случаи, когда болезнь, вызывает особоепроявление Божией любви и милости к болящему. И новозаветная история изобилует подобнымипримерами исцелений больных.

ЧТОБЫОБРЕСТИ БОГА
Нераз упоминается об этом в Евангелии от Иоанна. Так, в 9й главе повествуетсяоб исцелении Господом слепорожденного: «И проходя, увидел <Иисус>человека, слепого от рождения. Ученики Егоспросили у Него: Равви! Кто согрешил, он, или родители его, что родился слепым?Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на немявились дела Божии; Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходитночь, когда никто не может делать; Доколе Я в мире, Я — свет миру. Сказав, это онплюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, исказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: «посланный». Он пошел иумылся, и пришел зрячим» (Ин. 9: 1–7). Вот так на этом несчастном, немощномчеловеке чудесным образом явилась божественная благодать, «всегданемощная врачующая и оскудевающая восполняющая».

«Христос исцеляет больных в Вифезде»,
Карл Генрих Блох, Музей искусств Университета
имени Бригама Янга (США)
Судьбалюбого инвалида детства очень похожа на его судьбу. Думаю, что болезни посылаютсяим не в наказание за собственные грехи или грехи родителей,но для того чтобы они, достойно неся крест болезни, обрели Бога в своих душах, чтобыи на них, как и на евангельском слепорожденном, явились дела Божии.Преподобный Серафим Саровский говорил: «Кто с терпениеми смирением переносит болезнь, тому Бог вменяет ее вместо подвига».

Долгообщаясь со своими друзьями, страдающими, каки я, детским церебральным параличом, могу сказать, чтомногие физически здоровые люди могут поучиться у них доброте, вере, любви, терпению,мужеству, силе духа и воли, оптимизму. Лучше всего, чтобы сам ребенок и его родныепереносили его болезнь без озлобленности и ожесточения.

С точкизрения Православной Церкви, болезнь — не бессмысленное страдание,но духовно-телесное испытание от Господа и каждому из нас нужно пережить его похристианскидостойно и мужественно. Если юноша или девушка переносят свою болезнь с таким настроением души,то в их жизни исполняются слова Господа: «Сила Моя совершается в немощи» (2 Кор.12: 9). Если в семье ребенка-инвалида есть физически здоровые братили сестра, то общение с болящим членом семьи может стать для них школой любви имилосердия.
ВРАЧЛЕЧИТ, ГОСПОДЬ ИСЦЕЛЯЕТ
Немалотаких людей — друзья автора этих строк. Например, ныне покойный, основатель Фондаразвития компьютерных и информационных технологий инвалидов г. Киева «АИК» Евгений Монукало;директор Киевского физкультурно-спортивного клуба инвалидов «Прометей» ВладимирПоляков; председатель Киевской общественной организации инвалидов«Джерело натхнення» Светлана Одинец и другие мужественные ребята. Для описания ихсудеб и достижений не хватит и целой книги.

ПравославнаяЦерковь не отрицает труд врачей, но считает, что он будет наиболее полезен, когдав лице доктора объединятся врач и христианин,ибо врач лечит, а Господь исцеляет. Лечение медицинскими средствами будетеще более действенным, когда вместе с лекарствами, процедурами, операциями напомощь больному придут средства благодати Божией, которые могут кардинально изменитьего духовную жизнь. Это — Крещение, Исповедь, Причастие СвятыхХристовых Таин, молебны о его здравии. Слава Богу, в наше время храмы или часовнипоявились при многих больницах.

Особоезначение для исцеления имеют молитвы священника и родителей о здравии болящего чада,произнесенные на Божественной литургии. Господь часто милостиво слышит такиегорячие молитвы и нередко посылает болящему ребенку исцеление.

Еслиребенок физически слаб или серьезно болен, Православная Церковьблагословляет причащение болящего на дому. Для победы над недугами Церковь советуетприбегать и к Таинству Елеосвящения (в народе оно называется Соборованием).В этом Таинстве, через помазание освященным елеем(маслом) частей тела болящего (груди, лба, ушей, рук, ног), по молитве Церкви Богподает страждущему благодать Святого Духа для освящения иисцеления души и тела. В случае крайней необходимости ТаинствоЕлеосвящения священник также может совершить на дому.

Радостновидеть, когда у родителей больных детей появляется желание освятить квартиру илидом. В молитвах чина освящения дома священник проситГоспода благословить семью, живущую в этом жилище, подать ее членам любовь, веру,единомыслие, духовное и телесное здравие, благословить на всякое доброедело. «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящиеего» (Пс. 126: 1), — говорит псалмопевец. И после освящения дома в нем пребываетблагодать — Божественная сила, невидимо охраняющая жилищеи его обитателей.
КОГДАДЕТИ ПОМОГАЮТ РОДИТЕЛЯМ
Огромноезначение для исцеления болящего ребенка имеет молитва его матери перед иконами Господа,Богородицы, Ангела-хранителя, святых. Любящая мать всегда искренне,от всего сердца молится о своем ребенке. Молитва матери объединяется смолитвой угодника Божия, изображенного на иконе, но пребывающего на небесах, — иприходит с небес облегчение. Верующие матери знают немало случаев, когда Господьотвечал на их молитвы перед домашними иконами, поднимаядетей с одра болезни здоровыми.

Великоемножество таких случаев на протяжении веков было зафиксировано перед чудотворными иконамиБожией Матери: Киево-Печерской, Почаевской, Казанской, Владимирской, Смоленскойи многими другими. Иконы Спасителя, Божией Матери, великомученика и целителя Пантелеимона,Ангела-хранителя должны быть в каждой православной семье, где живет тяжелобольной ребенок. Душеспасительно и полезно для исцеления отнедуга читать акафист великомученику и целителю Пантелеимону.

Обязательноиметь дома крещенскую святую воду. Освященная в праздник Крещения Господня,она называется великая агиасма (в переводе с греческого — святыня) и обладает большойисцеляющей силой.

Болящемуребенку необходимо молиться не только в храме, но и дома. Православный молитвословможно приобрести в любом храме. Каждому пришедшему к вере ребенку желательнознать важнейшие молитвы: молитву Господню «Отче наш», Символ Веры, «Богородице Дево,радуйся», а также молитву о болящих «Вседержителю, СвятыйЦарю».

Поучению апостола Павла, семья есть малая Церковь (см.: Рим. 16: 4). От взаимоотношений родителейи ребенка, его воспитания зависят и его будущая жизнь, его победанад недугом, добрые свойства его души. Если болящий ребенок обрелверу в Бога, проявляет интерес к Церкви, Православию, то родителям лучшевсего внимательно отнестись к религиозному выбору ребенка и обрести Господа вместес ним: стать постоянными прихожанами избранного ими храма, найти духовного отца.

В современной церковной жизни нередки случаи, когда именно детиприводят родителей и родственников к Богу, тем самым духовно спасая их. Церковнаяжизнь должна стать для верующего ребенка и его родных не временным явлением, новечным образом жизни в Господе Иисусе Христе. Если это произойдет, то жизнь такойсемьи независимо от состояния физического здоровья ребенкабудет счастливой и радостной.

Виктор Науменко

 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика