Эскориал — монастырь святого Лаврентия,
дворец и резиденция короля Испании
Филиппа II близ Мадрида.
Построен в 1563-1584 гг.
Новое образованноепоколение испанцев относится к вере более сознательно, не как к традиции, а глубоко лично.Возрождается пришедшее в упадок еще в XVI в. паломничество в Сантьяго-де-Компостела(«Путь святого Иакова»). Если в 1978 г. по нему прошли всего 13 человек, то в 2009-м— более 145 тысяч. 7 ноября 2010 г. папа Бенедикт XVI провел обряд освящения недостроенногособора Святого Семейства в Барселоне — шедевра мировой архитектуры.

ЗАВЕРШЕНИЕРЕКОНКИСТЫ (ХIII–ХV вв.)
Битвапри Лас-Навас-де-Толоса стала поворотным пунктом Реконкисты. Знаменем ее был святойИаков, над полями сражений гремел боевой клич христианского воинства — «Сантьяго!»,в среде рыцарства апостол получил прозвание «Сантьяго-Матаморос» («Сантьяго — истребительмавров»). Успехи христианских королевств не ограничивались Реконкистой. В 1212-м,решающем году победы над маврами, король Леона и Галисии Альфонсо IX основал университетв Саламанке, старейший в Испании. Четыре года спустя папа Гонорий III утвердил орденбратьев-проповедников, получивший позднее название доминиканцев по имени его основателя— Доминика де Гусмана Гарсеса, уроженца селения Калеруэга в Испании.

Орден был создандля подготовки грамотных проповедников и борьбы с ересями. В последнем он особеннопреуспел: недаром его прозвище — «Псы Господни» (Domini Canes) — веками наводилоужас на реальных и мнимых еретиков средневековой Европы. Католическая традиция связываетс именем Доминика появление розария — широко распространенной католической молитвына четках.

29июня 1236 г. королю Кастилии и Леона Фернандо III Святому наконец удалось взятьКордову, а 12 лет спустя и Севилью, в которую он перенес столицу. К концу жизниФернандо завоевал практически все мусульманские государства полуострова. Он отвергпредложение французского короля Людовика IX участвовать в крестовом походе противвосточных мусульман, бросив: «Мне своих мавров хватает!». Эмир Гранады МухаммадI ал-Галиб был вынужден признать себя данником королей Кастилии. Фернандо Святойосновал красивейшие соборы в Бургосе и Толедо.

В восточной части полуострова корольАрагона Хайме I Завоеватель отвоевал Балеарские острова, в 1238 г. вступил в Валенсию,в течение следующих трех десятилетий войн изгнал мавров из Мурсии. В те годы торговецПетр Ноласко выкупил из рабства множество христианских пленников, истратив на этовсе унаследованное им отцовское состояние. Духовник короля (позднее генерал доминиканскогоордена) Раймунд де Пеньяфорт и барселонский епископ Беренгарий при полной поддержкекороля одобрили создание Ноласко монашеского ордена мерседариев, целью которогостал выкуп пленных.

Приотвоевании полуострова Католическая Церковь и духовно-рыцарские ордена Сантьяго,Калатравы, Алькантара наряду со светскими феодалами становились владельцами огромныхпоместий. Сюда они переманивали льготами крестьян с севера, давая им земли, отнятыеу мусульман. И все же кастильские короли, начиная с просвещенного государя АльфонсоХ Мудрого (1252–1284), долгое время были относительно терпимы к представителям другихрелигий и именовали себя «королями трех религий».

Уровеньразвития экономики и культуры мусульманских эмиратов был выше, чем в католическихкоролевствах. Замечательный укрепленный дворец Альгамбра, построенный в начале ХIVв. в Гранаде, прекрасные сады и изобильные поля поражали европейцев, приезжавшихв эмират. В ХIV — первой половине ХV вв. Реконкиста шла в целом вяло, но в октябре1340 г. на Рио-Саладо произошло одно из крупнейших ее сражений, в котором вторгшиесяиз Марокко мавры были разбиты. В этот период постепенно усиливается религиознаярознь, прежняя терпимость уступает место фанатизму.

Искупительный храм Святого Семейства
в Барселоне, строящийся на частные
пожертвования начиная с 1882 г.
 Знаменитый проект Антонио Гауди
19октября 1469 г. в Алькасаре Сеговии, замке инфанты, был заключен династический бракпринцессы Кастильской Изабеллы с принцем Арагонским Фердинандом (Фернандо), которыйдесять лет спустя, когда они унаследовали свои королевства, положил начало объединениюИспании. Приняв власть, католические короли вполне заслужили этот титул, полученныйими в 1496 г. от папы Александра VI, уроженца Испании. Изабелла I Кастильская иФердинанд II Арагонский на протяжении всего своего совместного правления стремилисьполитическое объединение страны дополнить религиозным.

Приормонастыря Санта-Крус-ла-Реал, духовник кастильской королевы Томас де Торквемадабыл назначен ими «Великим инквизитором». Этот «молот еретиков» дал ход сожжениюна кострах не только «ведьм» и еретиков (количество аутодафе в его время оцениваетсяминимум в 2200), но и некатолической литературы, в основном ценнейших еврейскихи арабских библиотек. В 1492 г. была завоевана Гранада.
КАТОЛИЧЕСКАЯИСПАНИЯ В ХVI — НАЧАЛЕ ХIХ вв.
Спустятри месяца в занятой ими роскошной Альгамбре Изабелла и Фердинанд издали эдикт от31 марта, поставивший иудеям жесткое условие: перейти в католицизм или в трехмесячныйсрок покинуть страну. Уже более десятилетия инквизиция Торквемады (который сам былвыходцем из крещеных евреев) пристально следила за подлинностью крещения марранов.Криптоиудеи выявлялись и беспощадно карались: на них налагали штрафы (на которые,как и на займы у еврейских ростовщиков, во многом велись завершающие бои Реконкисты),их сжигали на костре. Этот эдикт был первым в истории Испании, изгнавшим с ее территориицелый народ (до 300 тысяч человек), проживавший здесь уже на протяжении полуторатысячелетий.

Девятьлет спустя судьбу иудеев разделили мусульмане. Прагматические эдикты 1501–1526 гг.полностью запретили арабский язык, ношение мусульманской одежды, любые проявленияарабско-мусульманской культуры (мусульманские имена, песни, танцы, обычаи) и дажемавританские бани, которые к этому времени превратились в место тайных собраниймусульман.

Продолжательдела Торквемады, архиепископ Толедо Франсиско Хименес де Сиснерос своей крайнейрелигиозной нетерпимостью привел множество людей на костер инквизиции. В то же время,требуя искреннего служения Богу и Церкви, он провел многие расследования о поведенииклира и монахов, беспощадно изгоняя тех, кто не выполнял обетов, нарушал заповедии не был «образцом святой жизни». В 1500–1502 гг. Сиснерос издал переведенные свестготского на латынь миссал и бревиарий древнего мосарабского обряда, которыйбыл реконструирован в виде, максимально приближенном к тому, каким был при ИсидореСевильском.

Он распорядился сохранить или же повторно ввести обряд в Толедо, Саламанкеи Вальядолиде, а также добился от папы Юлия II официального разрешения на его использование.Полтора десятилетия спустя была завершена организованная им с привлечением лучшихзнатоков древностей работа над Комплютенской полиглоттой — текстом Священного Писанияна древнееврейском, греческом и латинском языках, что позволило увидеть библейскиетексты без позднейших искажений.

С тоговремени мощная Испанская Церковь, усиленная инквизицией, надолго стала незыблемойопорой абсолютизма в Испании и католицизма в Европе. Это помогло предотвратить всамой Испании распространение Реформации, начатой в год смерти Сиснероса МартиномЛютером в далеком Виттенберге. Однако Реформация затронула Испанию другой стороной,втянув ее в разорительные религиозные войны. Испанский король Карл I Габсбург, ставшийв 1520 г. и императором Священной Римской империи Карлом V, повел нещадную борьбус протестантизмом. Одержав ряд побед, Карл все же вынужден был пойти на компромисс— Аугсбургский религиозный мир 1555 г. признал лютеранство официальной религиейв германских владениях империи. Разочарованный, Карл I сложил с себя испанскую коронув пользу сына Филиппа, а два года спустя и императорские полномочия. Остаток жизнибывший император провел в монастыре в Сан-Херонимо-де-Юсте в Эстремадуре.

Большоевлияние на Карла оказал создатель ветви босоногих францисканцев Петр Алькантрийский.Он также был наставником и духовником Терезы Авильской, автора мистических сочиненийи преобразовательницы испанского кармелитского монашества (ветвь «босоногих кармелиток»).В Контрреформации большую роль сыграл основанный в 1534 г. испанцем Игнасио де Лойолойорден иезуитов (официальное название «Общество Иисуса»). Члены ордена, подчиненногонепосредственно папе Римскому, повели миссионерскую и прозелитическую деятельностьпо всему миру.

«Путь святого Иакова».
Паломники к гробнице апостола
в Сантьяго-де-Компостелла
ПравлениеФилиппа II стало зенитом могущества Испании. В 1561 г. Филипп избрал своей резиденциейМадрид, вблизи которого распорядился возвести Эскориал, сочетавший в себе королевскуюрезиденцию, монастырь святого Лаврентия и династическую усыпальницу. В 1580 г. емуудалось объединить Португалию с Испанией под одним скипетром. Но разгром англичанамиНепобедимой армады в 1588 г., 40-летняя борьба с проходившей под протестантскимилозунгами революцией в испанских Нидерландах, изгнание полумиллиона морисков изИспании ознаменовали провал политики, которую полтора столетия вели испанские короли.Результатом было обнищание и почти полное банкротство Испании к концу правлениябездарного Филиппа III и началу Тридцатилетней войны, закончившейся победой протестантскихстран и полной независимостью Голландии и Португалии.

Грубые суеверия, царившиев стране при последнем из испанских Габсбургов — Карле II, вылились в грандиозноеаутодафе 1680 г. Возможно, что это событие вызвало одно из немногих самостоятельныхдействий Карла II: по-видимому, будучи противником жестокостей инквизиции, он велелисследовать ее деятельность, учредив Великую Хунту. Война за испанское наследство,разразившаяся после смерти короля в 1700 г. и стоившая Европе более полумиллионажизней, привела на испанский престол французских Бурбонов.

В правлениеКарла III (1759–1788) Испания начала оправляться от упадка. Опирался король-реформаторна талантливых и просвещенных министров — графа Аранда, ограничившего влияние инквизиции,графа Флоридабланка, который добился от папы издания буллы 1773 г., уничтожившейорден иезуитов. Граф Кампоманес пытался положить предел чрезмерному возрастаниюцерковных имуществ, увеличил размеры жалованья приходских священников и заботилсяо повышении их образовательного и нравственного уровня, бывшего крайне низким. РеформыКарла III вызывали народные волнения, подстрекаемые невежественным духовенствоми иезуитами. Король отзывался об этом так: «Мой народ, как ребенок, — он плачет,когда его моют». В 1767 г. иезуиты были изгнаны из страны.
ИСПАНСКАЯЦЕРКОВЬ В ПЕРИОД РЕВОЛЮЦИЙ (1808–1938)
Начинаяс 1808 г., в течение четверти века Испания пережила две иностранные интервенциии две революции, потеряла почти все колонии в Америке. Наполеон, посадив на испанскийтрон брата Жозефа, упразднил инквизицию и две трети монастырей. В то же время цельювосставших испанцев стали защита «родины, короля и религии». Изгнав с помощью английскойармии французов, испанцы вернули трон Фернандо VII, который возвратил Церкви конфискованныепри Жозефе имущества, восстановил инквизицию и монастыри, вернул в страну иезуитов.В 1826 г. в Валенсии был казнен через повешение школьный учитель Риполль по обвинениюв деизме, причем в последний раз были соблюдены обрядовые стороны аутодафе.

Послесмерти Фернандо VII в 1833 г. вследствие отмены им салического закона вступила напрестол его малолетняя дочь Изабелла II. Правительством в условиях начавшейся революциибыла отменена инквизиция, проведена дезамортизация — распродажа государственных,церковных и общинных земель, которая сопровождалась разрушением храмов и монастырей.Вместе с собственностью Церковь потеряла возможность осуществлять благотворительнуюдеятельность, будь то пожертвования, содержание больниц, сиротских домов, приютов,монастырских школ.

Новый собор в Саламанке.
Построен в XVI — XVIII вв.
Начался40-летний период перемежаемых революциями карлистских войн, названных так по именибрата умершего короля дона Карлоса Старшего, претендовавшего на престол. Карлистыопирались на часть духовенства, титулованную знать, верхушку армии, отсталые слоикрестьянства севера и востока страны. 16 февраля 1851 г. был заключен конкордатИспании с папским престолом, узаконивший статус католицизма как государственнойрелигии Испании. После года Первой республики, политику лидеров которой испанцыопределили как «дебилидад» (слабость), к власти в 1874 г. пришел Альфонсо XII и,возглавив армию, разбил карлистов. Отличаясь тактом и миролюбием, амнистировав карлистови проведя через кортесы умеренную конституцию, король получил от подданых прозваниеУмиротворитель. 

Реставрация монархии, архитектором которой был премьер-министр ИспанииАнтонио Кановас де Кастильо, возродила прежние теплые отношения между Церковью имонархией, не разрушая при том либеральных основ государства. Католицизм стал единственнымофициально поддержанным вероисповеданием, остальные получили лишь статус допустимых.И все же за вторую половину XIX в. Католическая Церковь почти потеряла пастырскуюсвязь с самыми бедными испанцами: сельский пролетариат внял обещаниям анархизма,городской — оказался под влиянием социалистических идей. Также и значительная частьгородской буржуазии и интеллигенции под влиянием идей позитивизма, дарвинизма илимарксизма относилась к Церкви равнодушно или скептически.

Годыправления короля Альфонсо XIII (1886–1931) пришлись на испано-американскую войну1898 г., закончившуюся крайним унижением Испании, утратой остатков ее влияния вЕвропе. Это усилило политический кризис в стране, начался разгул терроризма. Религиозныйвопрос в первые десятилетия ХХ в. перестал быть основой единой политической системы,как это задумал Кановас, а стал причиной раскола между партиями либералов и консерваторов.

Католицизмстал устойчиво ассоциироваться с консерватизмом. Альфонсо XIII был изгнан из страныреволюцией 1931 г. В годы Второй республики конституция отделила Церковь от государства,был запрещен орден иезуитов, конкордат был денонсирован. В марте 1933 г. принятзакон о конфискации церковных земель и части недвижимости. Победу Франко в гражданскойвойне испанский клир встретил с воодушевлением.

Причиныэтой поддержки лежат в области обычной (и «закрытой») традиционалистской ментальности,а также связаны с жесточайшими преследованиями Церкви со стороны республиканцевво время гражданской войны: около семи тысяч священников были убиты, были разрушенынаходившиеся в республиканской зоне многочисленные храмы и уничтожена значительнаячасть художественного наследия.
ГОДЫФРАНКИЗМА И НАШИ ДНИ (1939–2012)
Испания1940–1950-х гг. носила ярко выраженный клерикальный характер, это была эпоха «религиозногопыла и воодушевления». Однако уже тогда многие видные католики, даже министры, категорическипротестовали против построения настоящего фашистского государства. В 1953 г. былподписан новый конкордат с Ватиканом. В 1960-е и в 1970-е гг. Церковь вместе совсем обществом отдалялась от режима, испанский католицизм переживал при этом сильнейшийкризис идентичности.

Этиперемены были связаны во многом со II Ватиканским собором Католической Церкви ис его идеями: акцент сместился на осуществление человеком и обществом религиозных,политических и культурных свобод. Испанский католицизм во главе с кардиналом ВисентеЭнрике-и-Таранконом, руководившим «разводом» Церкви и франкизма, эволюционировалк полному приятию либеральной демократии.

Православный храм РПЦ
во имя Архангела Михаила
в г. Алтеа, Испания
Франкоумер 20 ноября 1975 г. Король Хуан Карлос I начал процесс постепенного переходак демократии. Конституция 1978 г. отделила Церковь от государства. За прошедшиес тех пор три десятилетия религиозность испанцев значительно снизилась.
Еслив 1980 г. 90% жителей страны были католиками, то в 1996 г. их стало 83%, а в сентябре2010 г. — лишь 73% населения Испании. Среди верующей молодежи более заметный спад:если в 1980 г. Католиками называли себя 76% молодежи от 15 до 29 лет, то сегодня— 52%. Средний возраст католических священников в Испании составляет 63 года, аиз 23,3 тысячи приходов почти половина не имеет своего постоянного священника.

Пословам папы Бенедикта XVI, сегодня «в Испании существует агрессивный антиклерикализм,подобный тому, которым были отмечены 30-е годы прошлого века». Действительно, несмотряна решительное осуждение испанским клиром во главе с кардиналом-архиепископом МадридаАнтонио Марией Роуко Варелой, в Испании, в дополнение к облегчению процедуры разводаи абортов, в 2005 г. был легализирован однополый брак. В том же году, впервые современи падения диктатуры Франко, Церковь открыто вмешалась в политическую жизньИспании — кардинал Роуко Варела призвал верующих принять участие в антиправительственнойманифестации, направленной против всех этих нововведений.

Одновременнопроисходит консолидация тех, кто остался верен христианству: новое образованноепоколение относится к вере более сознательно, не как к традиции, а глубоко лично.Возрождается пришедшее в упадок еще в XVI в. паломничество в Сантьяго-де-Компостела(«Путь святого Иакова»). Если в 1978 г. по нему прошли всего 13 человек, то в 2009-м— более 145 тысяч. 7 ноября 2010 г. папа Бенедикт XVI провел обряд освящения недостроенногособора Святого Семейства в Барселоне — шедевра мировой архитектуры. В августе2011 г. в Мадриде, при участии папы и от 1 до 1,5 млн человек, состоялся XXVI католическийВсемирный день молодежи.

Храм в честь Рождества Христова в Мадриде,
заложен 6 декабря 2011 г. Проект московского
архитектора А. Р. Воронцова в сотрудничестве
 с испанским архитектором Хесусом Сан Висенте
С начала90-х гг. ХХ в. в Испании динамично развивается Православие. Православных ныне встране около 1,5 млн человек (в основном трудовые мигранты), две трети из них —румыны, около 300 тысяч — граждане Украины. В 2001 г. был образован приход РПЦ вчесть Рождества Христова в составе Корсунской епархии. 6 декабря 2011 г. епископЕгорьевский Марк (Головков) и епископ Корсунский Нестор (Сиротенко) освятили закладнойкамень в основание храма в честь Рождества Христова в Мадриде. Строятся и другие,например храм во имя Архангела Михаила в г. Алтеа.

Растетинтерес к Православию и среди коренных жителей страны. «Испанцы, почти ничего незнавшие о Православии раньше, — пишет иеромонах Арсений (Соколов), — сегодня живоим интересуются. Кого-то влечет красота и таинственность древних византийских обрядов,кого-то — культурно-этнографический интерес, а у кого-то (есть, к счастью, и такие)желание узнать о Православии, возникшем так внезапно на испанском монорелигиозномландшафте, обосновано живым религиозным интересом».
ВладимирМоисеенко
 

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика